ФСБ не пустила студентку в смертницы
Александра Иванова отрицает свои связи с террористами
Вчера в Московском окружном военном суде (МОВС) начался процесс по громкому делу студентки 2-го курса философского факультета МГУ Александры Ивановой (Варвары Карауловой), пытавшейся примкнуть к боевикам запрещенной в России террористической организации «Исламское государство».
Из множества журналистов, стремившихся попасть на заседание суда, приставы пустили лишь шестерых. Председательствующий судебной тройки Александр Абабков, осмотрев переполненный зал, сразу попросил, чтобы отец подсудимой Павел Караулов его покинул, поскольку ему еще предстоит давать показания в качестве свидетеля. Александра Иванова на это никак не отреагировала.
Прокурор Михаил Резниченко рассказал, что, разделяя идеологию ИГ, обвиняемая Иванова с апреля 2015 года готовилась отправиться в Сирию. А началось все с того, что девушка познакомилась в соцсетях с ранее судимым за хранение наркотиков уроженцем Татарстана Айратом Саматовым, которого в ФСБ называют вербовщиком в ИГ. Возможно, под его влиянием она приняла ислам и стала называть себя Аминой, а затем втайне от родителей получила загранпаспорт.
Другой вербовщик, Абдул Заким, по данным обвинения, помог студентке приобрести авиабилет до Стамбула, по которому Александра Иванова 27 мая вылетела в Турцию. Там из десятка россиян была сформирована группа, в составе которой Иванова была переправлена на конспиративную квартиру в приграничный с Сирией город Килис. Однако при попытке перехода границы 24 июня 2015 года всех их задержали. Дело в том, что к тому времени отец беглянки обратился в правоохранительные органы, МИД и СМИ, а турецкие власти начали искать студентку.
Однако, как сообщил гособвинитель, едва вернувшись домой в июле 2015 года и сменив свои имя и фамилию, Александра Иванова, используя электронную почту и WhatsApp, снова связалась с Айратом Саматовым, собираясь совершить новый побег в Сирию. 27 сентября девушку задержали сотрудники ФСБ, которые давно отслеживали все ее переговоры и переписку. Ей было предъявлено обвинение в попытке участия в террористической организации (ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 205.5 УК РФ).
При этом, как отметил прокурор, девушка активно готовилась к боевым действиям в Сирии: по сайтам в интернете изучала тактику боевиков, иностранные языки, а также занималась восточными единоборствами. Впрочем, все это ей могло не понадобиться. По версии обвинения, вербовщики хотели определить Иванову в подразделение ИГ «Бадр», которое готовило террористов-смертников.
«Я никуда не вступала и террористкой не являюсь,— заявила в свою очередь подсудимая Иванова.— И ни в коем случае не собиралась ею становиться». Свою вину она не признала.
Однако выступивший затем свидетель Артур Абдюханов, работавший в 2015 году на телеканале LifeNews, подверг сомнению заявление подсудимой. Он сообщил, что вместе с отцом девушки приехал в турецкий город Батман, где в пересыльном пункте она содержалась вместе с другими задержанными. «Хотя общавшийся с нею отец сказал мне, что она была в европейской одежде, мы видели ее там в хиджабе»,— сообщил свидетель.