Сбитый с долга
"Коллектор" вышел в прокат
Премьера кино
"Коллектор" Алексея Красовского с Константином Хабенским в главной и единственной зримой роли принадлежит к редкому типу российских фильмов, способных отбить свой бюджет. Чего ему и желает АНДРЕЙ ПЛАХОВ.
Эта мини-драма (можно сказать, и монодрама) снята за семь ночных смен в одном помещении с участием всего одного актера. Зато какого. Хабенский находится на пике формы, а в данном случае ему предоставляется возможность реализовать амбициозную профессиональную задачу.
Его герой Артур занят тем, что велит вынесенная в заглавие фильма профессия: изобретательно и жестко прессует должников. Он — поэт и виртуоз своего дела — в совершенстве владеет искусством психологической атаки, эффективность которой повышает использование современных технических средств. Его бюро своего рода WikiLeaks в миниатюре: он знает подноготную всех, кто оказывается в сфере его интересов, он закален в интриганских перипетиях и вооружен против многочисленных ненавистников. Коллектор уже готов завершить очередной плодотворный рабочий день, проведенный за телефоном и компьютером, как звонит незнакомая женщина и сообщает, что выложила на него в сеть видеокомпромат. Угроза, которая поначалу вызывает у Артура лишь кривую ухмылку, стремительно вырастает в размере, грозя глобальной жизненной катастрофой. И в дальнейшем герой, которому отводится на это только одна ночь, лихорадочно пытается решить проблему, не покидая кабинета на верхнем этаже офисной башни до самого конца фильма. Мы слышим голоса звонящих ему людей, а также охранника за дверью. Но в кадре видим только его — еще совсем недавно царя и бога, выводившего на чистую воду задолжавших грешников, а нынче загнанного в угол фигуранта постыдного скандала, на которого охотится пол-Москвы (города, кусочек которого удается разглядеть с балкона).
Моноспектакль — распространенная вещь в театре. Самой знаменитой пьесой, написанной на одного исполнителя, точнее исполнительницу, считается "Человеческий голос" Жана Кокто, из этого монолога женщины, оставленной ее возлюбленным и изливающей свое горе по телефону, делали и фильмы: в них играли Анна Маньяни, Ингрид Бергман, София Лорен. Однако все же то были скорее телевизионные ленты, близкие по своей природе телетеатру. Сделать с одним артистом в кадре полноценное кинозрелище чрезвычайно трудно.
С другой стороны, современное кино не так уж редко концентрируется на актере, предоставляя ему пусть не все, но большую часть пространства фильма: примеров множество — от "Изгоя" до "Марсианина", от "Жизни Пи" до "Выжившего". Но в таких случаях важную роль играют окружающая среда, природа, животные или какие-нибудь марсианские декорации, чтобы зрителю было на что посмотреть. Ничего этого и в помине нет в "Коллекторе": Хабенский действительно остается один на один с камерой и заполняет собою кадр. И тем не менее получается не экранизация театрального спектакля, а именно кино, полное выразительных визуальных деталей, так что присуждение на "Кинотавре" приза оператору Денису Фирстову не менее оправданно, чем актерская награда Константину Хабенскому.
Проанализировав фильм, в нем можно найти немало натяжек и условностей. Не очень понятно, как коллектор (пускай даже назаурядный профи своего дела) оказывается желанным героем светской хроники и почему к нему рвутся корреспонденты с "Эха Москвы". Однако подобные вопросы во время просмотра почти не возникают: Хабенский, включая не только харизму, но и высокое мастерство, заставляет смотреть на своего героя и слушать его буквально раскрыв рот. Такого уровня актерскую игру не часто встречаешь в театре, что уж говорить про отечественное кино. Кстати, неслучайно пишущие о "Коллекторе" в блогах выстраивают параллели главным образом с зарубежными фильмами: при всей своей постановочной скромности он не выглядит одиозно российским.
В этом парадокс, ведь история написана и разыграна по следам сегодняшней жизни, поскольку коллекторская деятельность относится в России к горячим темам. Обычно такие темы порождают либо угрюмые чернушные, либо поверхностно-конъюнктурные фильмы. Создатели "Коллектора" сумели избегнуть стереотипов и пробудить к герою простой человеческий интерес, поддерживаемый кинематографическим саспенсом. Этот герой, гений "низменной" профессии, не воспринимается в нравоучительных категориях "положительный--отрицательный" и не иллюстрирует борьбу добра со злом даже внутри самого себя. Он не ангел, но и не злодей, он мучает и судит других, но в какой-то момент в силу неизбежной случайности оказывается на их месте. Так обычно происходит в мире, где чувства загнаны на периферию, большая часть поступков и телодвижений подчинена материальным интересам, а то, что они лишь средство, а не цель, вспоминается слишком поздно.