Мы ставим перед собой задачу дефицит бюджета минимизировать
Министр финансов Оренбуржья о бюджете и промышленности
О том, как развивается экономика Оренбургской области, почему важно диверсифицировать производство и зачем развивать туризм, рассказала министр финансов Оренбургской области Татьяна Мошкова.
- Оренбургская область – это регион-донор. Какой стратегии вы придерживаетесь в среднесрочной экономической перспективе, в управлении финансами в частности?
- Наш регион – один из первых, кто разработал долгосрочный проект развития именно в бюджетной политике на 20 лет. Мы сделали это еще три года назад. Конечно, меняются параметры нашей жизни, и что-то приходится менять в этом прогнозе. Но в целом мы продолжаем ему следовать. Основы нашей стратегии – это строгий учет расходов, мобилизация доходов и минимизация бюджетного дефицита. Кстати, дефицит бюджета области сокращается. В 2013 он достигал 14 млрд руб. при меньшей сумме доходов, а уже в текущем году плановый дефицит – два млрд. Это лишь 3 % от объема доходов. И на ближайшие два года мы ставим перед собой стратегическую задачу дефицит бюджета минимизировать, либо свести к нулю.
Хочу отметить, что в нашей области дефицит бюджета всегда был связан с инвестиционными расходами. Если мы сравним текущий дефицит, а это, напомню, два млрд руб., с инвестиционной программой, то увидим, что она превышает его вдвое. Средства вкладываются в развитие социальной сферы, в объекты, которые меняют качество жизни, нужны людям сейчас. В этом году у нас введен в строй онкологический диспансер, а буквально три дня назад состоялось открытие перинатального центра. Это – вложения на перспективу. Покрывая разницу, мы заимствования делаем для развития региона, а не для текущего латания дыр и «проедания» средств.
- Оренбургская область отмечена как регион с открытыми бюджетными данным. Насколько эта информация актуальна для людей и востребована ими?
- Информация, действительно, востребована. Мы это видим при работе с населением. Во-первых, у нас есть общественный совет при министерстве финансов. И это не номинальная общественная организация, а работающая структура, объединение заинтересованных людей. Совет участвует в разработке принимаемых нами решений.
Помимо традиционных дней информации, мы ввели собственную практику работы с муниципальными образованиями. Сейчас у нас их 42, и за последние два года мы научили разбираться в тонкостях бюджетного процесса глав всех сельских поселений. Это именно те люди, которые ежедневно работают с жителями, и они понимают, в какой информации нуждаются люди. Благодаря им мы понимаем, какую информацию нужно представить в доступной форме, какие дать разъяснения. Делаем мы это в самых разных форматах - для предоставления информации используем и таблицы, и диаграммы, и мультимедийные презентации, и даже мультфильмы для детей и взрослых. Насколько востребована информация, можно судить по статистике посещаемости нашего сайта, она растет.
- Устраивают ли вас текущие темпы роста региональной экономики? В чем вы видите потенциал развития, и что служит фундаментом макроэкономической стабильности в регионе?
- Основным источником пополнения бюджета Оренбургской области исторически является добыча и переработка углеводородного сырья. И все то, что сейчас происходит в мировой экономике, не может обойти нас стороной. Мы можем условно разделить поступления в бюджет на две большие группы: доходы от нефтегазового сектора и доходы от других секторов. Мы видим совершенно разные тенденции. Да, в первой группе – падение, как и у всех, кто зависит от нефти и газа. Но вот во второй части наблюдаем рост по объемам платежей, и по налогу на прибыль, и по налогу на доходы физлиц. Это свидетельствует о том, что часть нашей экономики, не связанная с углеводородами, развивается нормальными темпами. И нужно отметить, что политика импортозамещения серьезно повлияла на развитие машиностроительного кластера. И пока нефтегазовый сектор стабилизирует наш бюджет, мы принимаем все меры для того, чтобы развивать малый и средний бизнес: это налоговые каникулы, другие льготы и преференции. Конечно, пока объем налоговых платежей от этих групп налогоплательщиков несопоставим: нефть и газ – это не менее половины бюджета. Тем не менее, мы движемся в этом направлении.
- Но все-таки доходы от нефти и газа падают. Как это влияет на социально-экономическое развитие? Какие источники поступлений появляются вновь?
- Мы активно привлекаем инвестиции в отрасли, не связанные с нефтью и газом. Например, у нас открылся маслоэкстракционный завод, предприятие по переработке гипса. На востоке области развивается машиностроительный кластер. Кроме того, мы начали развивать туристическое направление. На нашем курорте Соль-Илецк качество соляной рапы ничуть не хуже, чем на аналогичных зарубежных курортах. Сегодня мы работаем над созданием инфраструктуры курортной зоны. Через несколько лет это даст существенные вливания в экономику области.
- Региональный бюджет, как правило, социально ориентирован. Как Вы находите баланс между социальными обязательствами и бюджетными стимулами для продолжения роста?
Уже много лет назад у нас сложилась ситуация, что около 65% бюджета занимают социальные расходы. Но я всегда готова поспорить на тему, а что такое социальные расходы? Под этими процентами мы подразумеваем содержание социальной сферы. То есть предоставление услуг, которые гарантированы законом. Но и оставшаяся часть тоже имеет в определенной степени социальный характер. Потому что, когда мы развиваем отрасли промышленности, строим дороги, больницы, школы, это же тоже инвестиции социального плана. Развивается строительный бизнес – значит, создаются новые рабочие места. Растет рождаемость - мы создали и ввели почти девять тысяч мест для дошкольников. Мы не только строим новые детские сады, но и вернули здания тех, что были приватизированы около 20 лет назад. Я думаю, что все-таки деление бюджета на социальную и некую «другую» часть довольно условно. Потому что основные бюджетные расходы - это инвестиции, прежде всего, в человека.
- Насколько широко в регионе к оказанию бюджетных услуг привлекаются частные организации?
- Мы не можем сказать, что это быстро растущая тенденция. Но она наблюдается, прежде всего, в сфере образования. Растет число частных школ, групп дошкольного воспитания. Мы задумались о том, как поддержать инвесторов, которые готовы нести на себе бремя расходов по содержанию учреждений. И наравне с федеральным министерством экономического развития выделяем для них субсидии. Нашу долю мы увеличили с целью показать рынку, что такой инвестор будет принят, его действия будут одобрены и поддержаны.
- Как регион справляется с долговой нагрузкой?
- Этот вопрос действительно заслуживает внимания. Мы стабилизировали наш долг, а это более чем 29 млрд руб. или примерно 50% объема собственных доходов, он не растет. В прошлом году мы заменили валютный долг на рублевый. Также есть часть коммерческого долга - это ценные бумаги, которые мы выкупили. Ранее такие покупки практиковали только Москва и Санкт-Петербург. С точки зрения экспертного сообщества, сделка была выгодной, поскольку совершена по цене ниже номинальной стоимости региональных ценных бумаг. Это не только позволило уменьшить долг Оренбургской области, но и сэкономить в текущем году, а в перспективе и в следующем. Наш подход к управлению долгом на его обслуживании за последние два года помог сэкономить бюджету 1,6 млрд руб. Сегодня можно сказать, что это были действительно правильные решения.
- Есть ли в области проекты импортозамещения, и в каких, в основном, сферах?
- Импортозамещение – это, прежде всего, сельское хозяйство. Мы видим, что объем налоговых платежей предприятий отрасли за последние три года вырос в три раза. Конечно, он остается небольшим по сравнению с объемом платежей нефтегазовых предприятий. Но рост говорит о том, что эта отрасль развивается. Также новый толчок получило машиностроение. Продукция наших предприятий сейчас востребована. И объем производства будет расти.