Правила игры
в итоге напишут китайцы, опасается глава азиатской программы Московского центра Карнеги Александр Габуев
Первый раунд переговоров по соглашению об экономическом партнерстве между ЕАЭС и Китаем пройдет уже в середине месяца, а к ноябрьской встрече Дмитрия Медведева и премьера Ли Кэцяна стороны рассчитывают иметь основу для соглашения, которое станет фундаментом для зоны свободной торговли. Первый вице-премьер Игорь Шувалов говорил, что соглашение возможно и в двустороннем формате Россия--Китай, а подписать такой документ получится за два года.
Еще летом стороны считали, что на переговоры уйдет 10-12 лет — это мировая практика при столь сложных соглашениях. Однако теперь, признают мои собеседники, "сверху поступают сигналы ускориться". После того как Владимир Путин анонсировал это экономическое партнерство в послании, а также на форумах в Петербурге и Владивостоке, Кремль хочет подписать документ поскорее. К тому же в России скоро президентские выборы, а в КНР — съезд Компартии. Ну и наконец, заключив соглашение за два года, Москва и Пекин имеют шансы обогнать Транстихоокеанское партнерство, ратификация которого забуксовала в Конгрессе.
Идея идти сначала на двустороннее соглашение возникла, похоже, именно из-за спешки. Заключить его проще, чем согласовывать сделку с партнерами по ЕАЭС. Если это так, то российско-китайское соглашение может ограничиться вопросами торговли услугами, ведь полномочия по заключению соглашений о торговле товарами теперь находятся в руках Евразийской экономической комиссии. Для российско-китайской торговли услуги пока дают небольшие объемы — около $3,5 млрд в год. Однако в перспективе это куда больше: доля услуг в мировой торговле растет, либерализация увеличит количество сделок, а "услуги" могут трактоваться расширительно — от онлайн-торговли до банкинга и сотовой связи. Все зависит от того, что будет записано в документе.
Но дьявол кроется в мелочах. У Китая накоплен огромный опыт переговоров по подобным соглашениям (их у страны уже одиннадцать), а количество закаленных в боях переговорщиков исчисляется сотнями. В Минэкономики РФ таких специалистов сейчас активно рекрутируют, но пока их можно пересчитать по пальцам. Тут полезно вспомнить опыт Австралии, которая вела переговоры с КНР десять лет, но из-за спешки премьера Тони Эбботта (он хотел предъявить сделку избирателям) получила, по признанию экспертов, не столь выгодные условия, какие могла бы выторговать в случае проявления выдержки. И явно неслучайно, по словам близких к переговорам экспертов, сейчас именно китайская сторона любезно предлагает российской представить первый драфт соглашения, на основе которого будет идти дальнейший разговор. Для скорости.