РБК сняли со счета
Госхолдинг «Татмедиа» отказался от франшизы агентства стоимостью 2,5 млн рублей в год
Принадлежащий правительству Татарстана холдинг «Татмедиа» решил больше не платить РБК 2,5 млн рублей ежегодно за право наполнять региональную ленту федерального портала «РБК-Татарстан». Как заявляют в «Татмедиа», холдинг решил «развивать собственные ресурсы» и с 1 октября расторг договоры франчайзинга с РБК. Эксперты, ссылаясь на высокие суммы роялти, называют решение «бизнесовым». По их мнению, «РБК-Татарстан» нужен был «для продвижения Татарстана на федеральном уровне», однако в полной мере эта задача выполнена не была. Новым франчайзи РБК в Татарстане стал частный издатель.
Государственное ОАО «Татмедиа» с 1 октября 2016 года расторгло договор франчайзинга с АО «Росбизнесконсалтинг», согласно которому республиканский холдинг управлял региональной версией портала РБК, используя доменное имя rt.rbc.ru. Как сообщил „Ъ“ гендиректор «Татмедиа» Андрей Кузьмин, проект «РБК-Татарстан» «не перестал быть интересным», однако госхолдинг решил «развивать собственные ресурсы», в частности, информационное агентство «Татар-информ», в состав которого недавно были включены редакции двух других порталов Sntat и Intertat. «Мы решили сосредоточить усилия на своих проектах, а не вкладывать в чужие», — сказал господин Кузьмин. Он уточнил, что госхолдинг за месяц уведомил РБК об отказе от франшизы. Говорить об успешности проекта «РБК-Татарстан» господин Кузьмин отказался, сославшись на «коммерческую тайну».
Напомним, ОАО «Татмедиа» — крупнейший медиахолдинг республики. Он объединяет 99 газет, 16 журналов, 21 телекомпанию и 13 радиостанций. 100% акций холдинга — у правительства Татарстана. По итогам 2015 года, по данным kartoteka.ru, выручка госпредприятия составляла 1,55 млрд руб., чистый убыток — 32,7 млн руб. Значительную часть доходов АО обеспечивает госфинансирование. Только в начале 2016 года холдинг получил контракт на «распространение социально значимой, общественно-политической информации» в периодических печатных СМИ стоимостью 320 млн руб. (см. „Ъ“ от 3 февраля). Гендиректор АО Андрей Кузьмин до конца прошлого года почти 10 лет работал пресс-секретарем Рустама Минниханова, президента, а ранее — премьер-министра Татарстана.
«РБК-Татарстан» запустили в апреле 2013 года. Он стал первым франчайзинговым проектом РБК в регионах. На открытии портала глава республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям Ирек Миннахметов (в январе 2015 года покинул должность) заявлял, что «в лице РБК мы приобрели надежного партнера». А премьер-министр республики Ильдар Халиков говорил, что «сотрудничество с РБК позволит развить деловое информационное сообщество в Татарстане». Сообщалось, что на момент запуска РБК в республике портал посещали 20 тыс. человек ежедневно, через полгода количество читателей планировалось довести до 30 тыс. Согласно статистике Liveinternet.ru, за последние три месяца «РБК-Татарстан» посещало в среднем 21,7 тыс. ежедневно.
Сотрудничество властей Татарстана с РБК предполагало немалые роялти в пользу федерального медиахолдинга. Как стало известно „Ъ“, по договору, подписанному в 2015 году, «Татмедиа» ежемесячно выплачивало РБК 208,3 тыс. руб. Таким образом, лицензия на «РБК-Татарстан» обходилась республике в 2,5 млн руб. ежегодно. Контракт предполагал, что «Татмедиа» обеспечит повышение трафика портала на 15% в год по сравнению с предыдущим. Договор был заключен до конца 2017 года. Досрочное расторжение договора санкций для сторон не предусматривало.
Отметим, что слухи о прекращении договорных отношений РБК и «Татмедиа» появились еще весной того года. Тогда некоторые СМИ заявляли о закрытии проекта «РБК-Татарстан». Однако Андрей Кузьмин отвергал это. Позднее стало известно об объединении редакции «РБК-Татарстан» и ресурса Sntat.
Ранее возглавлявший event-направление в «РБК-Татарстан» Алексей Блинов сообщил „Ъ“, что сотрудники, работавшие над порталом (всего семь человек), уже приняли предложение продолжить работу у нового франчайзи РБК — предпринимателя Рамиля Усманова, который с 2009 года издает журнал для мужчин First Key. Сам господин Блинов стал руководителем «РБК-Татарстан». Рамиль Усманов отказался комментировать „Ъ“, на каких условиях он будет развивать региональную версию портала. В холдинге РБК на запрос „Ъ“ вчера не ответили.
Эксперты полагают, что «РБК-Татарстан» был убыточным для республики, несмотря на то, что в «Татмедиа» „Ъ“ заявили, что проект «был не сильно прибыльным, но не убыточным». «Возможно, они окупали только содержание редакции. А отчисления РБК платились из бюджета. Поэтому для самого холдинга это не было убыточным», — предполагает издатель «Аргументов недели» в Татарстане Геннадий Наумов. Он считает, что сумма 2,5 млн руб. «большая» для регионального медиабизнеса. «Новые ресурсы в регионах не имеют шансов на успех. Рынок перегрет, реклама сокращается. Поэтому я никому бы не советовал приобретать эту франшизу», — сказал он „Ъ“. Господин Наумов полагает, что на федеральном уровне могут быть успешными много изданий, а в регионе — «одно-два». Он считает, что «Андрей Кузьмин — профессиональный медиаменеджер, и прав по сути: сбрасывает непрофильные активы и концентрирует силы на собственных».
Бывший издатель газеты «Время и деньги» Юрий Алаев полагает, что в 2013 году, когда власти приобретали франшизу, они принимали «политическое решение». «Считалось, что это нужно для продвижения Татарстана на федеральном уровне. Якобы информационные поводы, которые транслируются на местном уровне, будут попадать в федеральную повестку. Но это было наивно, этого не случилось», — говорит господин Алаев. Он считает, что нынешнее руководство «Татмедиа» теперь приняло решение «бизнесовое» с учетом «реальной бухгалтерии». «Я не вижу здесь никаких предпосылок для интриг», — заключил он.