«Игорь Сечин сделал предложение, от которого нельзя отказаться»
Реплика Дмитрия Дризе
«Роснефть» купит «Башнефть», а затем, возможно, и саму себя. В четверг правительство одобрило сделку по приватизации башкирской нефтяной компании. За этим должна последовать продажа порядка 20% акций самой «Роснефти». Вице-президент компании Михаил Леонтьев заявил «Коммерсантъ FM» — «Роснефть» рассматривает возможность покупки своих акций. Политический обозреватель радио новостей Дмитрий Дризе считает, что правительство пошло на уступки ради бюджета.
Правительство продемонстрировало исключительную открытость приватизационного процесса — опубликовало предписание госпредставителю в «Роснефти» голосовать за покупку «Башнефти». Фактически официально признается, что Игорь Сечин в итоге сделал предложение, от которого нельзя отказаться. «Роснефть» покупает «Башнефть» за 330 млрд руб. — такую сумму вряд ли может предложить кто-нибудь из конкурентов. Капитализация госкомпании повышается, что затем позволяет выгодно продать порядка 20% уже ее собственных акций. Законодательству это не противоречит, а в итоге от двух сделок российский бюджет может получить порядка 1 трлн руб.
Конечно, совсем без интриг не получается. В СМИ появилась версия, что «Роснефть» купит сама себя, возможно, с целью дальнейшей перепродажи инвестору, а может быть, и нет. Вице-президент компании Михаил Леонтьев в интервью «Коммерсантъ FM» заявил, что не понимает, почему на это так резко и болезненно реагирует либеральная пресса.
«Все серьезные компании мира, в том числе нефтяные, покупают свои акции, это банальная процедура. Поэтому если у нас такая возможность будет, мы никогда в жизни не отказывались и не собираемся отказываться от возможности купить наши акции. Мы своим клещом довольны — если кому-то не нравится наш клещ, можете его не брать. Порядок приватизации, сроки, возможности определяем не мы, правительство определит», — заявил Леонтьев.
Против продажи «Башнефти» «Роснефти» возражал экономический блок правительства, поскольку получается, что государство покупает актив у самого себя. Это противоречит рыночным правилам. Хотя и на это есть ответ — если устраивать конкурс, так для всех. Чем «Роснефть» хуже остальных? Тем более что не все акции компании принадлежат Российской Федерации. Владимир Путин говорил об этом почти месяц назад в интервью агентству Bloomberg. Можно сказать, что именно тогда было принято окончательное решение по крупнейшей сделке последнего времени.
«Наверное, это все-таки не лучший вариант, когда одна подконтрольная государству компания приобретает другую чисто государственную компанию. Это одна позиция. А вторая заключается в том, что в конечном-то итоге для бюджета важно, кто даст больше денег при торгах, которые должны быть организованы в ходе приватизационного процесса. И в этом смысле мы не можем дискриминировать участников рынка, ни одного из них», — подчеркнул Путин.
Есть еще одна интрига — где «Роснефть» возьмет деньги сначала на «Башнефть», а потом, возможно, и на саму себя. Согласно правительственной установке, у госбанков одалживать нельзя — это как раз и будет означать перекладывание из одного госкармана в другой. Занять на Западе сложно из-за санкций, хотя теоретически возможно. Летом «Роснефть» продала индусам свою дочку «Ванкорнефть» за $2 млрд. Можно предположить, что столь масштабная компания найдет и остальное. Либералы, конечно, беспокоятся — не все здесь однозначно, не все по-рыночному. Но главное для нас — бюджет. Здесь ничего не поделаешь, тем более что обстановка в мире сложная.