Вы бы в какое время переселились?
Социологи утверждают, что каждый четвертый житель России в возрасте 18-22 лет мечтает переселиться в прошлое или будущее. Самый популярный вариант "переселения" — времена СССР, 50-70-е годы ХХ века. Вдвое меньше из числа опрошенных готовы жить в будущем, еще меньше — в XII-XIII веках и совсем немногие хотели бы попасть в 80-90-е годы ХХ века.
"Я хочу жить в свое время. На прошлое я могу посмотреть в кино, на фото, в книжках. А будущее мне просто неинтересно"
Лион Измайлов, писатель-сатирик
Наверное, в будущее. Про прошлое мне все понятно. В СССР жил, знаю — не хочется. Совсем в прошлое — возникает вопрос: а кем? Если крепостным — это одно, графом или князем — другое. А в будущем в любом качестве интересно. Но я не удивлен, что молодежь хочет оказаться в СССР. Сейчас по телевидению идут интересные сериалы о том времени. Наверное, молодежь посчитала тот период привлекательным: они же не знают той жизни. А кино им показывает красивую картинку, которой на самом деле не было.
Сергей Приходько, исполнительный директор Института экономполитики имени Гайдара
В недалекое прошлое, чтобы исправить некоторые ошибки. Будущее меня в этом плане не интересует совсем. А молодежи свойственно мечтать. Им всегда хочется чего-то более совершенного, более романтичного и интересного, чем настоящая обыденная жизнь.
Дмитрий Свищев, депутат Госдумы
С удовольствием бы переселился в недалекое будущее, лет на 200-300 вперед. А вот желания вернуться в Советский Союз совсем нет. Это же полный отстой: 100 руб. зарплата, покупка джинсов у фарцовщика и еще много кошмаров. Просто они не жили в то время, и, видимо, насмотревшись советских фильмов, заболели такой вот "странной" романтикой.
Андрей Григорьев-Аполлонов, музыкант
Мне хватает того, что я нахожусь здесь. Я жил в Союзе и не могу сказать много плохого об этом времени, хотя оно и окрашено кровью невинно осужденных и другими неприятными историями. Живя в России сейчас, я вижу большое количество неудобств, неорганизованности, необустроенности, но есть много возможностей это все исправить. И если три четверти молодых людей никуда не хотят переселяться, значит, они готовы с необустроенностью бороться и у нашей страны есть будущее. Ну а те, кто хотят переселиться в СССР, видимо, тяготеют к стабильности, которая была характерна для того времени.
Сергей Габестро, председатель совета директоров торговой системы "Фабрикант"
С удовольствием бы посмотрел на Россию, которую мы потеряли. Мне интересен дореволюционный Петербург в начале 1900-х годов. Великолепное время само по себе. С радостью погрузился бы в эту атмосферу. Да и наша культурная столица — один из самых красивых городов мира. А все его архитектурные прелести сохранились только на четверть. Большая часть канула в Лету.
Вячеслав Красько, путешественник, член Союза кругосветчиков России
Я не в том возрасте, чтобы мечтать о переселении. Я живу в этом времени, мой IQ позволяет мне радоваться настоящему. Молодые люди сейчас живут в каком-то виртуальном мире. Меня бы не удивило, если бы они хотели переместиться в будущее, потому что там айфоны лучше. Жизнь настолько динамична, молодежи хочется увидеть, что будет впереди,— их сложно за это осудить. Перемещение в будущее выглядит хотя бы немного разумным. Но мечты о перемещении в прошлое, возможно, только для того, чтобы исправить какие-то ошибки, выглядят глупо, как минимум из-за своей нереальности. Каждый должен проживать свою судьбу.
Сергей Колесников, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров
Ни в когда, я живу настоящим. Это время мне предначертано, я хорошо в нем себя ощущаю, делаю, что мне нравится. Если бы была возможность прожить еще несколько жизней, я бы с интересом побывал в других временах и странах.
Евгений Герасимов, председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям, народный артист РФ
Я бы с удовольствием хотя бы одним глазком взглянул на то, что будет лет через 100-200. Об этом времени даже фантасты еще ничего не написали. При Советском Союзе я очень неплохо жил: у меня были счастливое детство, успешная работа, но тем, кто мечтает переселиться в то время, я бы стучал молотком по голове. Люди не понимают, в каком ужасе мы жили. Взять бы у этих мечтателей отнять 90% магазинов и сказать, что теперь у вас не будет ни колбасы, ни штанов, ни ботинок, ни масла с сахаром. Посмотрел бы я, как бы они туда хотели. У старшего поколения какой-то идеализм может быть оправдан. Но молодежь?! В СССР ничего хорошего не было.
Юрий Кобаладзе, профессор МГИМО, генерал-майор Службы внешней разведки в запасе
В будущее, лет через 40-50. Надеюсь, это будет мир современных технологий, мир свободы и демократии для жителей нашей страны, открытый, креативный. Надеюсь, что, несмотря на все те негативные процессы, которые мы наблюдаем сейчас, мы все-таки не упустим момент и останемся в числе развитых стран.
Эмилия Слабунова, председатель партии "Яблоко"
ВОПРОС НЕДЕЛИ / 21ГОД НАЗАД*
В состоянии ли Россия существенно изменить свою внешнюю политику?
Конечно, в состоянии, хотя надо признать, что четко выработанного внешнеполитического курса у России сегодня нет. Россия до 1917 года была одним из столпов мировой политики, а сегодня ее соперники размышляют, стоит ли эту страну вводить в Совет Европы.
Евгений Зобов, вице-президент ТПП
Да, может. Наблюдается некоторая динамика в изменении позиции лиц, ответственных за военную политику: Ельцина, Козырева. Президент надеется одновременно войти в Совет Европы и в то же время ведет политику, которую не поддерживает большинство членов этого совета. Трудно быть арбитром в крупных международных конфликтах, ориентируясь на маргинальных политиков в России.
Лев Пономарев, председатель движения "Демократическая Россия", депутат Госдумы
Серьезные изменения внешней политики России в ближайшее время невозможны. Такие изменения должны соответствовать реальным возможностям государства, и здесь речь идет не столько о кадровом потенциале, сколько о том, что Россия чрезвычайно слаба в экономическом и военном отношении.
Петр Премьяк, заместитель председателя Совета федерации по вопросам безопасности и обороны
* Должности приведены на момент опроса.