«Райх никогда не обращал внимания на музыкальный истеблишмент»
Музыкальный обозреватель «Коммерсантъ FM» Артем Липатов рассказал о праздновании 80-летия американского композитора Стива Райха.
Несмотря на объявленный российским композитором Владимиром Мартыновым «конец времени композиторов», число людей, которые предпочитают называться этим термином, не уменьшается. 6 октября в цехе «Надежда» Трехгорной мануфактуры выступили сразу шестеро. Повод для их выступления весьма весом: этим концертом они отметили 80-летие американского композитора Стива Райха, случившееся в понедельник. Павел Карманов, Петр Айду, Кирилл Рихтер, Антон Буканов, Алексей Курбатов и Николай Мельников исполнили свои произведения, а завершился концерт исполнением знаменитой композиции Райха 6 Pianos — как понятно из названия, для шести роялей.
Значение Райха для современной музыкальной культуры и впрямь трудно переоценить. Один из тех, кого принято считать минималистами, он начинал как пианист и барабанщик, учился у Дариуса Мийо и Лучано Берио, изучал барабанные практики в Гане и музыку гамелан в Индонезии, древнееврейскую музыкальную традицию, экспериментировал с петлями магнитофонной ленты. Все полученные знания и опыт он конвертировал в собственный музыкальный язык, разнообразный и свободный от шор. Его сочинение Clapping, например, предполагало исполнение двумя музыкантами, хлопающими в ладоши.
Когда Райху стали тесны чисто минималистские рамки, он заговорил языком, отсылавшим к музыке первой половины ХХ века, начал сочинять для музыкантов джаза — «Электрический контрапункт» был написан для гитариста Пэта Метини. При этом знаменитое сочинение «Разные поезда», масштабный взгляд на историю Европы середины ХХ века, он адресовал одному из самых выдающихся скрипичных ансамблей современности — «Кронос-квартету». На его счету работы для лучших оркестров и солистов мира, но до недавнего времени он любил выступать с собственным составом Steve Reich & Musicians.
Райх никогда не обращал внимания на музыкальный истеблишмент, поначалу числивший тот же минимализм по разряду поп-музыки или джаза. Может быть, это и позволило ему стать тем, кем он стал, — одним из истинных титанов новейшей музыки. И участие молодых композиторов в концерте на Трехгорке — лучшее тому свидетельство.