«Значительная часть перевозчиков оплачивает "Платон" из своей прибыли»

Дальнобойщики переходят на новый тариф

Систему «Платон» выводят на полную мощность. На рубеже 2016 и 2017 года тариф за проезд грузовиков по федеральным трассам может вернуться к изначально заявленной отметке в 3 руб. с небольшим за километр. Об этом заявил министр транспорта России Максим Соколов. В конце 2015-го система заработала в тестовом режиме с ценой километра в 1,5 руб. После массовых протестов дальнобойщиков и сообщений о сбоях в работе тариф был продлен до осени. Сейчас «Платон» доказал свою эффективность и стабильность и должен выйти на проектную мощность, подчеркнул Соколов.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

«Мы все помним, что в начале этого года было принято решение продлить тестовый режим работы системы 1,5 руб., чтобы убедиться, что система работает нормально. Она работает нормально: сегодня больше 14 млрд руб. поступило в бюджет Российской Федерации, в Федеральный дорожный фонд, почти 700 тыс. пользователей системы. Поэтому этот тестовый период объективно завершается. Сейчас, чтобы реализовать все проекты, надо восстановить ту финансовую модель сбора средств в эту систему, как задумывалось изначально при запуске этого проекта. Это решение должно обсуждаться уже сейчас, а может быть принято на рубеже 2016-2017 года», — сообщил Соколов.

Ранее повысить тариф «Платона» предлагал также Росавтодор. По мнению представителей агентства, с грузовиков массой более 12 т нужно взимать почти 4 руб. Глава компании Роман Старовойт отмечал, что с введения «Платона» цены на товары существенно не выросли. Однако эксперты, опрошенные «Коммерсант FM», с таким мнением не согласны, и новые тарифы спровоцируют рост цен еще на 3-5%. Это отметил координатор проектов ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. Также эксперт добавил, что контроль за системой ужесточается, а ответственность перекладывается на водителей.

«Возрастает количество и суммы сборов, все это перекладывается в стоимость транспортной услуги. Но у нас все эти логистические, диспетчерские, экспедиторские системы настолько кривые, что по сей момент значительная часть автоперевозчиков оплачивает "Платон" из своей прибыли, потому что грузоотправитель не в состоянии тянуть. Сейчас все это обсуждается на самых разных уровнях, какие-то шаги в любом случае предпринимать будем, хотя бы для того, чтобы привлечь внимание к этой проблеме. Это проблема всей экономики», — рассказал «Коммерсантъ FM» Войтко.

В прошлом году против системы «Платон» выступали также ассоциации торговых сетей и производителей. Они даже обратились к Дмитрию Медведеву с просьбой обнулить для грузовиков плату за проезд по трассам. Повышение тарифа до 3 руб. за километр скажется не на всех производителях, считает руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Однако затраты могут быть ощутимыми из-за приспособления предприятий к системе.

«Мы показывали правительству таблицу, настолько изменились тарифы сразу после введения. Потом в каких-то регионах они немного успокоились, но в любом случае в среднем они стали выше. Нельзя утверждать, это было бы большим преувеличением, что для всех это будет какой-то катастрофой. Если вы перевозите дорогую продукцию, разумеется, там сам этот сбор растворяется, но помимо того, чтобы что-то заплатить, вы должны администрировать эти вещи. А это тоже расход, это персонал, это диспетчеры», — отметил Юшин.

Сергей Юшин также отметил, что с ритейлерами повышение тарифов еще не обсуждалось. Однако позиция игроков рынка скоро будет сформирована.

Елена Иванова

Вся лента