С углекислой миной
Россия не присоединится к мировому соглашению по авиавыхлопам
Россия не присоединилась к экспериментальному этапу схемы регулирования выбросов парниковых газов (ETC) в авиаперевозках, одобренной Международной организацией гражданской авиации (ICAO). РФ посчитала, что покупка квот на ETC превратит авиацию в источник возврата инвестиций для экологических проектов в других отраслях, вытеснит с рынка авиакомпании из развивающихся стран и снизит безопасность полетов. Поэтому Москва вместе с Дели и Пекином предлагала альтернативу — единый экологический сбор с каждой тонны топлива. Эксперты замечают, что заметно изменить резолюцию ICAO вряд ли получится, но, по данным "Ъ", в документ все же будут внесены оговорки, в том числе от РФ и США.
Ряд стран--участниц ICAO предварительно одобрили механизм, ограничивающий объем выбросов углекислого газа самолетами. Речь идет о так называемых "Глобальных рыночных мерах в гражданской авиации" (GMBM). С 2021 года при превышении уровня ETC 2020 года отрасль будет выплачивать компенсации. Первые три года участие стран в программе будет добровольным, затем станет обязательным для стран с крупным парком самолетов — кроме небольших островных государств, стран, почти не использующих авиацию, и малых государств без выхода к морю (см. "Онлайн" от 26 сентября).
По схеме, одобренной 63 членами ICAO, авиакомпаниям, выполняющим международные рейсы и превысившим бесплатную норму выбросов парниковых газов (ETC), придется покупать "квоты на выбросы" на специальной бирже. Средства пойдут на природоохранные проекты (поддержку зеленой энергетики, лесонасаждение и т. д.). Эти квоты получают в результате сертифицированных ООН проектов по снижению ETC в других секторах промышленности, преимущественно в развивающихся странах. Пока сертификация будет проходить по правилам, разработанным еще для Киотского протокола (его второй период действует до 2020 года). Но в ноябре в силу вступит Парижское климатическое соглашение, ожидается, что будут разработаны новые правила сертификации и утверждения проектов.
Но РФ сообщила ICAO, что не присоединится к экспериментальному этапу внедрения GMBM, говорят источники "Ъ". Росавиация заявила, что представила на сессии ICAO свою позицию, и отметила, что отвлечение финансов из отрасли негативно повлияет на темпы развития авиации и безопасность полетов.
"Никаких улучшений в объеме эмиссии парниковых газов не наступит, по некоторым расчетам, она даже увеличится",— сообщило ведомство, добавив, что это негативно скажется на странах с развивающейся экономикой и авиаотраслью.
Источники "Ъ" в российской делегации поясняют, что даже небольшая дополнительная финансовая нагрузка ограничит возможность развития для большинства авиакомпаний из развивающихся стран и вытеснит их с рынка международных перевозок. Кроме того, без финансирования придется продлевать ресурс устаревшей техники, говорит источник "Ъ", что увеличит эмиссию, негативно отразится на заказах новых самолетов, ухудшит безопасность полетов. Он уточнил, что с 2017 года страны начнут создавать регистр эмиссии эксплуатантов воздушного транспорта на национальном или региональном уровнях, что уже потребует расходов. Источник "Ъ" говорит, что покупка эмиссионных кредитов, или квот, на "углеродных" рынках станет механизмом ускоренного возврата инвестиций "в завершаемые экологически эффективные проекты из других отраслей". То есть авиакомпании будут способствовать росту доходов крупных транснациональных компаний, но не внесут желаемого вклада в снижение ETC авиацией. По некоторым оценкам, только за первые 15 лет общие потери авиаотрасли от новой системы составят около $200 млрд.
Из-за подавления быстрорастущих авиакомпаний в развивающихся странах возникнет недобросовестная конкуренция, поэтому глобальное внедрение схемы может оказаться под вопросом, отмечает собеседник "Ъ". Отдельные государства предпочтут сделать оговорки в отношении определенных частей резолюции ICAO. По данным "Ъ", в течение месяца оговорки будут опубликованы, в том числе от делегаций США и РФ. По словам источника "Ъ", отсутствие согласия членов ICAO приведет к напряженности в отношениях между участниками рынка, а отдельные государства попытаются защитить интересы национальных авиакомпаний с помощью местного "экологического налогообложения", как это было сделано в ЕС.
На этом фоне делегации РФ, Китая и Индии представили альтернативный вариант контроля за ETC, предложив установить экологический сбор с государств в размере единой ставки с каждой тонны топлива для международных рейсов. Величину ставки должна определить ассамблея ICAO на основе трехгодичного цикла исходя из потребности финансирования экологических авиапроектов. Предполагается, что сбор будет одинаков для всех компаний, программа предусматривает принцип добровольного участия, а развивающимся странам может быть оказана помощь. В рамках программы будет существовать взаимосвязь между размером взноса и реальными действиями для снижения выбросов в секторе, а в условиях предлагаемых торгов такой связи по определению нет, говорит источник "Ъ".
"Нынешний вариант соглашения о сокращении ETC гражданской авиацией выглядит гораздо более щадящим",— считает глава Infomost Борис Рыбак. Он отмечает, что понятна поддержка его авиапроизводителями, которые всегда выступали за скорейшее обновление парка. Но эксперт отметил, что инициатива не может не вызвать дополнительного финансового давления на российских перевозчиков, что в нынешних условиях для них критично. Однако новое предложение уже вряд ли может быть сильно скорректировано, и Москва может лишь пытаться лоббировать участие российских авиакомпаний в экологических проектах, причем именно в РФ, поскольку она является одним из крупнейших производителей кислорода.