Сказка о пустотах
"Дом странных детей мисс Перегрин" Тима Бертона
Премьера кино
В прокат вышел новый интригующий фильм Тима Бертона "Дом странных детей мисс Перегрин" — сюрреалистическая экранизация одноименного бестселлера Рэнсома Риггса с Евой Грин. Местами страшную сказку о путешествии во времени, монстрах и первой любви посмотрела ЕЛЕНА КРАВЦУН.
Еще десять лет назад выход нового фильма Тима Бертона был громким событием. В разные годы картины "Эдвард Руки-ножницы", "Сонная лощина", "Эд Вуд", "Чарли и шоколадная фабрика" публика ждала с нетерпеливым волнением, а после премьеры эти фильмы еще долго горячо обсуждались на фанатских форумах. Однако после роскошной макабрической экранизации мюзикла "Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит" эра Бертона будто бы начала катиться к закату. Декаданс проявился в нелепых "Мрачных тенях", в конфетной тяжести "Алисы в Стране чудес" и пошлой розой расцвел в биографической драме "Большие глаза". Однако новый фильм меняет этот печальный расклад и дает основания говорить о возвращении Бертона, пусть и не таком триумфальном, какое пророчил трейлер.
Удивительно загадочный темный мир, который населяют эксцентричные персонажи, томительная меланхолия, визуальная красота и абсурдный юмор — основные черты эстетики Бертона здесь на месте. При этом "Дом странных детей мисс Перегрин" получился одним из самых личных фильмов в карьере режиссера.
Юноша Джейкоб (Эйса Баттерфилд), как и многие другие герои Бертона, аутсайдер, его сверстники насмехаются над ним. С помощью таких персонажей Бертон всегда рассказывает и о себе: в школьные годы будущего режиссера считали по меньшей мере странным из-за увлечения фантазийными мирами и монстрами из фильмов ужасов. Герой его новой картины Джейкоб буквально вырос на историях, которые рассказывал ему дед Эйб. Все они были посвящены таинственному дому в Уэльсе, где под крылом директрисы мисс Перегрин (Ева Грин) обитали дети с шокирующими способностями — они умели вызывать огонь, контролировать воздух, выдыхать пчел и оживлять бездушные предметы. После загадочной смерти деда Джейкоб мечтает найти свой путь в эту "конспиративную квартиру", чтобы доказать родным и прежде всего самому себе, что рассказы Эйба — отнюдь не плод больного воображения, а захватывающая реальность.
Знакомство с детьми — самое увлекательное в этой картине, о каждом из них хочется узнать намного больше, чем предложила зрителю сценаристка Джейн Голдман ("Звездная пыль", "Люди Икс: Первый класс"). У Евы Грин тоже не слишком много экранного времени, но созданный ею образ настолько рельефный, что запоминается надолго, этакий добрый Вилли Вонка в женском обличье. Под стать коллекции Риггса у Бертона в картине целая пропасть неожиданных странностей — в роли страшного злодея, пожирающего глазные яблоки, выступает матерый Сэмюэл Л. Джексон, Джуди Денч умеет превращаться в птицу, а над главным героем легче воздуха парит молодая голливудская звезда Элла Пернелл.
"Дом странных детей мисс Перегрин"-- экранизация одноименной книги Рэнсома Риггса. Роман в жизни Риггса возник случайно: он собирал старинные снимки, на которых были изображены различные странности, и в какой-то момент решил объединить их в один фотоальбом. Его издатель посоветовал придумать по этим изображениям целую историю. В итоге в 2011 году в свет вышел роман про необычных детей, а старинные фотографии превратились в иллюстрации. Тим Бертон тут же оказался в рядах фанатов книги, чья экранизация была лишь вопросом времени. Действие картины происходит в солнечной Флориде и мрачноватом Уэльсе, герои мечутся между современностью и 1943 годом, в котором была создана зацикливающая время петля, защищающая обитателей дома мисс Перегрин от немецких бомбежек. Одна из тем, которая затрагивается в фильме, но, к сожалению, не получает развития,— это явная параллель между еврейскими детьми во время Второй мировой войны и странными детьми из дома мисс Перегрин. Дед Эйб, рассказывая свою историю, упоминает о Польше и ужасных монстрах, увиденных там. Более того, в оригинале героев совсем по-библейски зовут Иаков (внук) и Абраам (дед), а чудовищ, которые угрожают странным детям,— hollowgasts (что очень созвучно холокосту, а в русской версии это слово перевели как "пустоты"). Жаль, что фильм затрагивает по-настоящему взрослые темы лишь мимолетно (фильму установили рейтинг 16+), но Бертон делает это по-настоящему тревожно. Зная о существовании еще двух книг Риггса, можно не сомневаться, что мисс Перегрин с детьми пойдет еще дальше.