Оркестры настроились друг на друга
В Екатеринбурге завершился IV Симфофорум
Фестиваль классическая музыка
Симфонический форум России (его проводят Свердловская филармония и Союз концертных организаций России при поддержке Министерства культуры РФ и губернатора Свердловской области) прошел в Екатеринбурге в четвертый раз, подтвердив свою репутацию крупнейшего российского фестиваля симфонических оркестров с масштабными концептуальными программами и серьезным просветительским содержанием. Об открытиях IV Симфофорума рассказывает ЮЛИЯ БЕДЕРОВА.
Всего за несколько лет с 2010 года проходящий раз в два сезона екатеринбургский Симфофорум представил на Урале больше десятка российских оркестров, от Белгородского и Волгоградского до Красноярского и Тюменского, привозил в регион Госоркестр с Владимиром Юровским, оркестр "Новая Россия" с Юрием Башметом, петрозаводский оркестр с Мариусом Стравинским, пермский — с Теодором Курентзисом и вырос в один из самых масштабных и нетривиальных по концепции, представительству и художественному содержанию региональных филармонических фестивалей. Оснащенный семинарскими программами Союза концертных организаций России, усиленный оф-программой, плотным расписанием трансляций и образовательными проектами, форум собирает оркестровые силы разных российских регионов в единое профессиональное поле. По словам участников из числа руководителей региональных оркестров и филармоний, он дает уникальный импульс к развитию оркестрового дела на местах, а публике гарантирует возможность полного погружения в симфоническую жизнь, в пространство разных стратегий, манер и незапрограммированных эмоций.
В рамках IV Симфофорума в Екатеринбургской филармонии, достроившей и открывшей к форуму новый репетиционный корпус (частично на собственные средства музыкантов и сотрудников и в большой степени за счет морально-волевых ресурсов главы филармонии Александра Колотурского), за одну марафонскую неделю выступили шесть российских симфонических коллективов из Екатеринбурга, Новосибирска, Тюмени, Москвы, прозвучали семь больших программ и почти два десятка симфонических партитур от Бетховена до Сибелиуса, от Бородина до Прокофьева. Весь марафон был дан в честь 80-летия Уральского академического симфонического оркестра (УАФО), хозяина фестиваля. Осенью 1936 года УАФО дал в Екатеринбурге свои первые концерты. Теперь на фестивале только что вернувшийся с резонансных боннских гастролей оркестр сыграл две программы — с музыкой Малера, Рихарда Штрауса и Рахманинова, с двумя масштабными симфоническими партитурами в один вечер, как это принято на форуме у основных игроков. А центральным опусом в программах УАФО стала Пятнадцатая симфония Шостаковича с худруком Дмитрием Лиссом в день открытия фестиваля, прозвучавшая с инструментальной тонкостью, вкусом и вниманием к деталям.
На те же первые дни фестиваля пришлась основная интрига — неофициальное соревнование двух самых сильных региональных российских оркестров, УАФО и Новосибирского академического с худруком Гинтарасом Ринкявичюсом за пультом. Победителя определить трудно. Выбирать пришлось бы между горячим и соленым, между прозрачной пластичностью элегически европеизированной манеры УАФО, способной передавать трагическое содержание нефорсированным оркестровым звуком, и благородной атлетичностью оркестрового звучания новосибирцев. НАСО, приехавший на форум впервые, представил Восьмую симфонию Шостаковича. Наряду с Пятнадцатой от УАФО это исполнение стало одним из главных художественных пиков фестиваля. И если финалу чуть не хватило резюмирующей цельности, то плотность баланса, строгость линий и мощная выразительность формы первых частей, вылепленных в мускулистой, но не кричащей манере, заставили зал встать.
Интригой фестивального расписания стала всероссийская премьера свежесозданного Тюменского симфонического оркестра, по звучанию и виду еще молодежного, а по программам уже взрослого. Третья "Героическая" Бетховена и Девятая Шостаковича свидетельствуют о серьезных амбициях оркестра. В плотном фестивальном расписании по традиции нашлось место для премьеры современной партитуры. Если на одном из прошлых фестивалей за тему современной музыки отвечали партитуры Авета Тертеряна, то в этот раз современность предстала в облике сочинения с неудивительным названием "Lux aeterna" регулярно исполняемого на Урале композитора Ольги Викторовой в программе Уральского молодежного симфонического оркестра в один вечер с "Симфоническими танцами" Рахманинова.
Совсем новый оттенок фестивалю придали программы приглашенных симфонических капелл. Так, Симфофорум, избегающий сольных инструментальных концертов (чтобы оркестры демонстрировали симфоническое мастерство, не уклоняясь в сторону аккомпанемента), впервые отошел от концептуальной строгости репертуарного расписания и ввел в свой обиход кантатно-ораториальный жанр, позвав для этого специалистов: Государственную симфоническую капеллу России под руководством Валерия Полянского и Госкапеллу Санкт-Петербурга под управлением Владислава Чернушенко. В рамках федеральной программы "Всероссийские филармонические сезоны", удачно объединившейся с всероссийским оркестровым смотром, те, в свою очередь, сделали отход от симфонического фестивального канона убедительным и обещающим фестивалю новые краски и совершенно безбрежные горизонты как в репертуарном, так и в исполнительском смысле.