Смертника задержали до самоподрыва
Силовики в Дагестане предотвратили новый теракт на Джемикентском посту
Новые сведения о деятельности так называемой каспийской спящей ячейки запрещенного в РФ террористического «Исламского государства» получили в ходе расследования сотрудники дагестанского управления СКР. Шестеро членов этой группы были задержаны в конце сентября. Один из них рассказал о планировавшемся самоподрыве на Джемикентском посту ГИБДД, на который в феврале этого года уже была совершена террористическая атака с использованием начиненного взрывчаткой автомобиля.
Как выяснили следователи, одна часть этой группы боевиков должна была по указанию воюющих в Сирии на стороне «Исламского государства» дагестанцев войти в состав диверсионно-террористической группы «Южная», другая — перейти на нелегальное положение и действовать на территории Каспийска.
Трое членов этой группы, выдвинувшихся для объединения с табасаранской бандгруппой (она является одним из подразделений «Южной»), в ночь на 24 сентября нарвались на контрольно-заградительный пост. На первом километре автодороги Чулат—Сиртыч в Табасаранском районе, не подчинившись требованиям остановить машину, они открыли стрельбу по силовикам, но ответным огнем были убиты. Тела боевиков были сильно обуглены в результате охватившего машину пожара, но следствию удалось предварительно установить, что среди убитых оказались двое жителей Каспийска — 22-летний Аслан Абдурахманов (старший группы) и 33-летний Саид Саидов (водитель), а также 36-летний Арсен Сулейманов, уроженец Дербента, проживавший в Кизилюртовском районе. Еще один член каспийской группы, 20-летний Гаджи Будунов, который успел присоединиться к табасаранской бандгруппе, был убит в ходе спецоперации 2 октября.
Шестерых их сообщников сотрудникам МВД удалось задержать 25 сентября. Сегодня были названы их имена: это 18-летний уроженец Каспийска Магомед Гасанбеков, 23-летний уроженец села Испик Сулейман-Стальского района Ренат Амаханов, 22-летний уроженец села Куруш Хасавюртовского района Басир Эспендаров, 21-летний уроженец села Лоустари Печенгского района Мурманской области Фархат Нагиев, 18-летний уроженец Астрахани Рашад Агабалаев и его 17-летний брат Зияд, уроженец Кусарского района Азербайджана. Все они в последнее время проживали в Каспийске. Амаханов и Эспендаров, по данным силовиков, оказывали пособническую помощь членам «Южной» и каспийской групп, Нагиев и братья Агабалаевы планировали выехать в Сирию и примкнуть к боевикам «Исламского государства».
В ходе проведенных по месту жительства шестерых задержанных обысков были обнаружены и изъяты пять гранат ВОГ-25, граната Ф-1 с запалом, граната РГД-5 без запала, шесть магазинов к автомату Калашникова и патроны к ним. А по месту жительства Магомеда Гасанбекова было обнаружено самодельное взрывное устройство в виде «пояса смертника». По данным оперативников, лидер табасаранской группы Магомеднаби Оруджев и его сообщник Абдулселим Мирзаханов подготовили Гасанбекова в качестве террориста-смертника. В ближайшее время боевики планировали приобрести автомобиль, на котором Гасанбеков должен был совершить самоподрыв на стационарном посту ГИБДД «Джемикент» в Дербентском районе. Напомним, именно на этом посту в феврале этого года была совершена террористическая атака — в машине, за рулем которой находился член сулейман-стальской бандгруппы (еще одно подразделение «Южной») Магомедали Мурлиев, сработала самодельная бомба, изготовленная на основе двух артиллерийских снарядов.
В ходе допросов Магомед Гасанбеков (Мухаммад) рассказал о том, как готовился самоподрыв. С помощью мессенджера Telegram он связывался с Ахмадом Мединским (дагестанский студент, отчисленный за неуспеваемость из университета в Медине и примкнувший к ИГ, известен ныне как проповедник). В ответ на просьбу о поддержке Мединский призывал «выходить на джихад в Дагестане и по возможности приезжать в Сирию», обещая вывести на нужных людей и дать денег.
«Пояс смертника», по словам Мухаммада, он получил два месяца назад от Аслана Абдурахманова (среди сообщников был известен по исламскому имени Абдульвахид), с которым познакомился год назад в мечети. Насмотревшись в интернете роликов с самоподрывами, признался Гасанбеков, он готов был стать смертником. Старшие в группе определили, что взрыв должен вновь произойти на Джемикентском посту. «Если бы там оказались мирные люди,— утверждает задержанный,— я бы не нажал кнопку». Объектом нападения должны были стать сотрудники полиции — «неверные, которых надо убивать».
Сам Абдульвахид перешел на нелегальное положение 19 сентября и в последующем должен был возглавить каспийскую бандгруппу. Планировалось, что Гасанбеков должен перейти на нелегальное положение после того, как будет куплена машина для самоподрыва. Дата террористической атаки определена еще не была. Незадолго до задержания, рассказал Мухаммад на допросе, он совершил истихару (намаз, в котором молящийся просит Аллаха помочь ему принять правильное решение). «Я хотел узнать, стоит ли мне идти “в лес”,— рассказал он следователям.— Если не стоит, то пусть меня поймают. Сразу же после этого меня задержали».
Уголовные дела в отношении задержанных были возбуждены по статье «Незаконный оборот оружия» (ст. 222 УК РФ). Очевидно, что в ходе следствия к ней добавятся новые статьи Уголовного кодекса.
Юлия Рыбина, Махачкала