"Ленэнерго" засудит передумавших клиентов
Компания подала прецедентные иски
Как стало известно "Ъ", ПАО "Ленэнерго" впервые подало иски против клиентов, в которых настаивает на расторжении договоров технологического присоединения. Сетевая компания объясняет, что провела все работы, а клиенты не хотят выполнять технические условия со своей стороны, из-за чего процедура подключения не может быть завершена. При этом по вине заявителей "Ленэнерго", которое до конца года должно ликвидировать 30 тыс. просроченных договоров техприсоединения, получив на эти цели 15 млрд рублей бюджетных средств, на сегодня не может исполнить практически треть обязательств. Эксперты считают, что единственный способ для компании выполнить эту программу — обратиться в суд.
"Ленэнерго" направило в суды Санкт-Петербурга и Ленобласти 16 исков о расторжении договоров технологического присоединения, сообщили "Ъ" вчера в компании. Иски к клиентам "Ленэнерго" подает впервые, хотя раньше, напротив, именно они пытались взыскать с компании деньги за несвоевременное подключение к электросетям. Как говорят в "Ленэнерго", причиной подобной ситуации стало невыполнение технических условий со стороны заявителя (к примеру, купить и установить счетчик, смонтировать спуск с опоры), что нарушает условия договора. Как следствие, сетевая компания не может завершить процедуру подключения. В среднем затраты "Ленэнерго" на техприсоединение одного абонента составляют до 400 тыс. рублей.
"Сетевая компания несет финансовые и временные потери, так как вкладывает в строительство и реконструкцию электросетей и энергообъектов силы и средства, которые могут быть использованы для техприсоединения других заявителей", — отмечают в "Ленэнерго". С помощью исков компания добивается расторжения договоров с клиентами. Но в перспективе планирует взыскивать убытки, вызванные ненадлежащим выполнением заявителями своих обязательств по договору, поскольку проблема приобрела серьезные масштабы.
Всего, по сведениям "Ъ", в настоящее время "Ленэнерго" не может исполнить 12,8 тыс. договоров техприсоединения по вине клиентов. Основная часть относится к тем обязательствам, которые "Ленэнерго" должно выполнить по поручению президента Владимира Путина до конца этого года. Речь идет о ликвидации 30 тыс. просроченных договоров техприсоединения, на которые компании выделено 15 млрд рублей за счет средств облигаций федерального займа (ОФЗ).
Директор департамента по связям с органами власти в Ассоциации НП ТСО (территориальных сетевых организаций) Наталья Готова отмечает, что "Ленэнерго" — не единственная из сетевых организаций, которая судится с клиентами из-за неисполнения обязательств по договору техприсоединения с их стороны (аналогичные дела идут на Урале и в Сибири). При этом для петербургской компании расторжение договоров через суд — это единственный способ, чтобы реализовать программу по подключению потребителей за счет средств ОФЗ, уверена она. "Некоторые из обязательств не исполнялись долгое время, и заявитель может уже не находиться на том месте, где находился. К примеру, была аптека или сапожная мастерская, которая подала заявку на техприсоединение, а ее владелец уже закрыл бизнес или переехал в другое место. Как его найти? Чтобы эта ситуация не оставалась в подвешенном состоянии, решать такие вопросы через суд — это, наверное, единственный способ", — считает госпожа Готова.
С другой стороны, по ее словам, пока на законодательном уровне потребители за неисполнение договора со своей стороны несут минимальную ответственность (особенно это касается льготных заявителей до 15 кВт мощности, которые оплатили за техприсоединение 550 рублей), соответственно, расторгать договор через суд — процесс длительный и затратный. "Мы выступаем за ужесточение ответственности заявителя за несоблюдение сроков проведения мероприятий по техприсоединению, а также за предоставление сторонам равного права одностороннего расторжения договора", — говорят в НП ТСО.