Сами не парады
Мэрия запретила проводить публичные акции в защиту прав сексуальных меньшинств
Действия властей Казани, запрещающих публичные акции, могут быть обжалованы в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) активистами движения в защиту прав лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров (ЛГБТ) «Московский гей-прайд». Его лидер Николай Алексеев получил отказ в проведении сразу трех мероприятий в столице Татарстана (были запланированы на середину октября): пикета, митинга и гей-парада в центре города. Власти Казани запрет объясняют опасениями, что московские активисты будут вести «пропаганду гомосексуализма, лесбиянства», которая может оказаться доступной детям. Правозащитники указывают на «очевидное нарушение» чиновниками права на свободу собраний.
Власти Казани отказались согласовать публичные акции в защиту сексуальных меньшинств, которые 12, 15 и 20 октября планировал провести московский ЛГБТ-активист Николай Алексеев. В ответе горисполкома, подписанном заместителем главы его аппарата Виктором Яковлевым (копия есть у „Ъ“), утверждается, что проведение подобных мероприятий «противоречит законодательству РФ и не может быть согласовано». В частности, казанские чиновники ссылаются на Конституцию РФ и Семейный кодекс, согласно которым «семья, материнство, отцовство и детство в РФ признаются семейными ценностями и находятся под защитой государства», а также напоминают о принятом в 2013 году федеральном законе, запретившем пропаганду «нетрадиционных сексуальных отношений среди детей». В исполкоме считают пропаганду гомосексуализма и лесбиянства «информацией, причиняющей вред здоровью и развитию детей» и отрицающей семейные ценности. При этом власти отмечают, что заявленные организатором «публичные мероприятия являются открытыми акциями, доступными каждому».
Николай Алексеев возглавляет движение «Московский гей-прайд» и является основателем правозащитного проекта Gayrussia. С 2005 года он борется за свободу собраний для геев и лесбиянок: подал несколько сотен уведомлений о проведении публичных акций в защиту прав ЛГБТ, обжаловал запреты как в российских судах, так и в ЕСПЧ в Страсбурге. В октябре 2010 года ЕСПЧ признал неправомерными запреты трех гей-парадов в Москве в 2006, 2007 и 2008 годах. В этом году Страсбургский суд принял к производству и коммуницировал российскому правительству еще два дела, которые касаются запретов публичных мероприятий ЛГБТ-сообщества в период с 2009 по 2015 годы в нескольких городах России.
В Казани Николай Алексеев планировал провести три акции. На 12 октября господин Алексеев и его сторонники заявили пикет «с призывом к всеобщей декриминализации добровольных гомосексуальных отношений в странах мира» в сквере Вахитова (возможно, имеется в виду площадка перед памятником Муллануру Вахитову на площади Тукая). 15 октября активистами был запланирован митинг «в поддержку законодательного запрета дискриминации ЛГБТ в России» на площади Свободы. 20 октября — «шествие Казанского гей-парада» по улице Московская от улицы Татарстан до улицы Ташаяк. В каждой из акций планировалось участие до 300 человек. В этот же день (6 октября) заявки были поданы в администрации Чебоксар и Йошкар-Олы. В столице Марий Эл, в частности, Николай Алексеев предполагал организовать пикет «с призывом к легализации в России однополых брачных союзов» на одной из центральных площадей.
Уведомления о проведении публичных мероприятий были поданы и в других крупных городах России. Везде, как и в Казани, местные власти отказали активистам в согласовании гей-парадов и других публичных акций. Исключение составила администрация Йошкар-Олы, которая предложила проводить пикет на «выезде из деревни Игнатьево». Николай Алексеев заявляет, что отказы получены уже в 30 городах. На действия городских администраций он намерен подавать иски в суды.
Власти Казани не впервые запрещают публичные акции ЛГБТ-сообщества. В 2013 году, когда в городе проходила Универсиада, уведомление о проведении акции в защиту сексуальных меньшинств подавал местный активист Дмитрий Исаков, но встретил отказ мэрии. В итоге господин Исаков провел 29 и 30 июня два одиночных пикета, не требующих согласования. Он вышел на улицу Баумана с плакатами, осуждающими гомофобию. После каждой акции господина Исакова доставляли в отдел полиции и вскоре отпускали. Однако через два месяца против него возбудили административное дело. Суд признал активиста виновным в пропаганде нетрадиционных отношений среди несовершеннолетних (ч. 1 ст. 6.21 КоАП РФ) и назначил штраф 4 тыс. руб. Позднее Дмитрий Исаков, Николай Алексеев и московский ЛГБТ-активист Ярослав Евтушенко попытались оспорить закон о запрете «гей-пропаганды» в Конституционном суде России как нарушающий свободу слова и право на свободное распространение информации. Суд счел законодательные запреты конституционными.
Исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев полагает, что власти Казани, запрещая акции ЛГБТ-активистам, «очевидно нарушают право на собрание»: «Все люди имеют право на проведение публичных мероприятий». Он отмечает, что у обжалования запрета на проведение акций есть перспективы в ЕСПЧ. Однако правозащитнику «не нравятся, когда спекулируют на этой теме», он не исключил, что Николай Алексеев заявляет мероприятия «для пиара». Лев Пономарев видит необходимость «большой содержательной работы» по защите прав меньшинств, напоминая, что в России, где запрещаются акции ЛГБТ, «дело не только во власти, но и в народе».