«История с бэби-боксами — результат политизации очень важных вопросов»
Кабмин выступил за доработку законопроекта Елены Мизулиной
Законопроект о бэби-боксах раскритиковало правительство. В отзыве Кабмина говорится, что сенатору Елене Мизулиной придется существенно доработать свою инициативу, прежде чем выносить ее на первое чтение. В правительстве посчитали чрезмерным размер штрафа для больниц, которые устанавливают бэби-боксы. Речь идет о сумме от 1 до 5 млн руб. Это сравнимо с размером фонда оплаты труда родильного дома от одного до трех месяцев, говорится в документе. Замечание это незначительное — сокращение размера штрафа не изменит сути законопроекта, уверена председатель общественной организации «Родительское всероссийское сопротивление» Мария Мамиконян.
«Если бюджет медучреждений будет как-то соразмерен с этими штрафами, то это неправильно. Но я думаю, что в любом случае этот законопроект говорит о том, что практика бэби-боков является незаконной. У нас нет закона о том, что можно анонимно оставлять ребенка, это поощрение легализации торговли детьми — уследить за перемещением этих детей нельзя, это неучтенные младенцы», — уверена Мамиконян.
В конце сентября Елена Мизулина сообщила, что правительство одобрило ее законопроект. По словам сенатора, у Кабмина были замечания. Она не стала их раскрывать, но сказала, что планирует устранить недостатки ко второму чтению. У правительства должны были возникнуть вопросы не к сумме штрафа в законопроекте, а ко всей его концепции, убежден член Российской ассоциации репродукции человека Константин Свитнев.
«Мы не можем запрещать установку бэби-боксов: если при помощи этих устройств мы спасем жизнь хотя бы одного ребенка, то уже существование этих бэби-боксов будет оправдано. Первый бэби-бокс появился у нас в Перми в 2011 году, и за то время, как они существуют в нашей стране, — всего этих устройств порядка 20, — было спасено как минимум 35 детей, и за это же самое время было осуждено около 619 женщин за убийство собственных детей. Если бы были больше распространены эти устройства, то женщины бы не были вынуждены убивать нежеланных детей», — рассказал «Коммерсантъ FM» Свитнев.
На прошлой неделе детский омбудсмен Анна Кузнецова предложила как альтернативу бэби-боксам анонимные или доверительные роды. В первом случае женщина, которая хочет отказаться от младенца, сможет рожать в безопасных для себя и ребенка условиях и при этом не сообщать медучреждению информацию о себе. При доверительных родах мать может оставить свои контакты на случай, если она захочет вернуть малыша. Это действительно будет эффективнее, чем бэби-боксы, считает руководитель региональной общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер.
«История с бэби-боксами — результат политизации, причем очень некрасивой политизации очень важных болезненных вопросов. Анна Кузнецова сказала: запрещать не надо, надо сделать как в Германии — анонимные и доверительные роды. Там, кстати, бэби-боксы не запрещены, но их там нет, потому что есть другая форма, гораздо более разумная. Бэби-боксы никакой беды не несут, но при этом вопрос о том, чтобы женщины имели возможность отказаться от ребенка без вреда для ребенка бэби-боксы решают на десятую долю процента», — полагает Альтшулер.
В отзыве Кабмина также говорится о том, что нужно предотвращать проблему оставления детей после их рождения. Для этого необходимы комплексные меры, включая поддержку беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, сообщается в заключении правительства.