Кому все моно
Башкирия интегрируется в большой федеральный проект по восстановлению экономики городов, зависимых от градообразующих предприятий. Толчок к диверсификации экономики моногородов дает статус территорий опережающего развития (ТОР), благодаря которому они имеют возможность получить господдержку в размере, порой превосходящем доходы местных бюджетов.
В республике на статус ТОР претендуют шесть городов с населением более 600 тыс. человек (16% населения республики). Два из них — Кумертау и Белебей — отнесены к категории городов с наиболее сложным социально-экономическим положением и могут получить особый статус уже до конца года. Градообразующее предприятие Кумертау — Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП, входит в холдинг «Вертолеты России») испытывает дефицит заказов, у основного предприятия Белебея — АО «Белебеевский завод „Автонормаль“» (БелЗАН, входит в «АвтоВАЗ-агрегат») — банкротится материнская компания.
ТОР — относительно новая для России практика поддержки территорий с моноэкономикой. Она широко распространена за рубежом и в особенности в Китае. Принципиальное отличие ТОР от особых экономических зон — в предоставлении государством компаниям, инвестирующим в диверсификацию, не только налоговых льгот и преференций, упрощенного госконтроля и административных барьеров, но и бесплатной земли и инфраструктуры. В России этой практике нет и года: по аналогии со странами АТР она создавалась для регионов Дальнего Востока в 2013 году, но в 2015-м была распространена на моногорода. Сопровождением проектов ТОР занимается Фонд развития моногородов. При защите проектов из федерального бюджета выделяются серьезные суммы на создание инфраструктуры для бизнеса на этих территориях. Резидентам предоставляется приоритет при подключении к инфраструктуре. Они на десять лет освобождаются от налога на имущество и землю. НДС, страховые взносы на этот период снижаются с 30% до 7,6%. Налог на прибыль в первые пять лет после получения первой прибыли составит 5%, в последующие пять лет — 12%. На статус резидента могут претендовать как новые, так и уже работающие в городе предприятия. Но с условием, что они за три года в полтора раза увеличат количество рабочих мест. Резидентом ТОР может стать бизнес с объемом инвестиций от 5 млн руб. и созданием не менее 20 рабочих мест.
Кумертау и Белебей защитили проекты для включения в перечень ТОР в марте, а до сентября сотрудники администраций этих городов прошли обучение в бизнес-школе «Сколково». По прогнозу руководителя рабочей группы по модернизации моногородов, заместителя председателя Внешэкономбанка Ирины Макиевой, Кумертау может получить статус уже в октябре-ноябре. Первым и крупнейшим резидентом ТОР Кумертау станет новый маслоэкстракционный завод стоимостью около 6 млрд руб. челябинской группы компаний «Сигма». Предприятие обещает создать более 600 рабочих мест. На строительство инфраструктуры этого производства федеральный бюджет планирует выделить около 315 млн руб., республика — около 85 млн руб. Важная деталь: объем господдержки превышает годовые поступления налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет.
В Белебее в случае получения статуса ТОР планируют реализовать пять инвестпроектов стоимостью 8 млрд руб., обеспечивающих создание 1 тыс. рабочих мест. Из Фонда развития моногородов Белебей планирует получить на развитие инфраструктуры около 300 млн руб.— сумма двукратно превышает собственные доходы местного бюджета. В числе заявленных проектов — модернизация Белебеевского молочного комбината, строительство мясоперерабатывающего предприятия, завода по изготовлению металлоконструкций, фермы по производству мяса кролика.
Собственные программы в Фонде развития моногородов намерены защитить и четыре других башкирских моногорода: Белорецк, градообразующим предприятием которого является Белорецкий металлургический комбинат группы «Мечел», Нефтекамск (НефАЗ группы КамАЗ), Благовещенск («Полиэф» — СИБУР) и Учалы (Учалинский ГОК группы УГМК). Белорецк и Нефтекамск отнесены к категории городов, имеющих риски ухудшения социально-экономического положения, Благовещенск и Учалы — монопрофильных образований со стабильной социально-экономической ситуацией.
В Нефтекамске связывают с получением особого статуса перспективы развития предприятий за пределами группы КамАЗ. Вряд ли заявка города, направленная в Фонд развития моногородов, будет одобрена раньше 2017 года, отмечают в местной администрации. «Сейчас город находится под серьезным влиянием НефАЗа, на него ориентирован и малый бизнес, и хотя на сегодняшний день Нефтекамский автозавод работает стабильно и обеспечивает высокий индекс промпроизводства, мы бы хотели иметь точку роста, чтобы развиваться равномерно»,— отмечает заместитель главы администрации Нефтекамска по экономике и промышленности Лилия Зайнуллина. В числе потенциальных резидентов ТОР в Нефтекамске видят «уникальный, но пока не загруженный» Нефтекамский машиностроительный завод (производит насосное оборудование), в запуск которого был вложен 1 млрд руб. «Серьезные планы по развитию имеют на „Искоже“ — предприятие уверенно входит в отрасль автомобилестроения»,— отметила собеседница. Особый экономический статус мог бы побудить к развитию производства молокоперерабатывающую группу «Аллат», у которой в Нефтекамске есть простаивающие мощности, и «Башлеспром», надеются в местной администрации.
Градообразующие предприятия моногородов, в свою очередь, готовы предоставить резидентам свободные площади. «У нас есть недвижимость, которая не используется уже долгие годы. Ее довольно много. Мы прорабатываем возможность ее передачи резидентам ТОР для создания инфраструктуры их производств,— говорит управляющий директор КумАПП Юрий Пустовгаров.— Кроме того, мы поддерживаем программу Фонда развития моногородов своими специалистами, например мой заместитель входит в команду по подготовке ТОР в Кумертау».
Резиденты ТОР в других российских городах (этот статус имеют 10 моногородов, первыми были Гуково в Ростовской области и татарстанские Набережные челны) отмечают, что идея себя оправдала. «За время работы мы ни разу не столкнулись с административными барьерами. Скорее наоборот, постоянно получаем поддержку, нас постоянно стимулируют, чтобы проект развивался быстрее,— отмечает Сергей Гуськов, президент группы компаний „Энергия“ (резидент ТОР в Свердловской области и в Комсомольске-на-Амуре, производит элементы силового каркаса гражданских судов для Sukhoi Superjet и авиадетали из титановых, алюминиевых и стальных сплавов).— Созданы реальные действенные инструменты, которые закрывают все вопросы создания и развития бизнеса на территориях опережающего развития. Работа в условиях ТОРов имеет огромное количество плюсов».
Однако для подготовки городов к функционированию в режиме ТОР требуется большая работа, отмечает первый заместитель главы администрации Гуково Андрей Зарипов. «Без помощи региональной власти такие территории не смогут добиться ничего, так как нельзя развивать производство, не развивая параллельно культуру, социальную сферу, инфраструктуру. Возродить моногорода может только их комплексное развитие»,— отмечает он. Гуково пока не может похвалиться большим продвижением в рамках программы ТОР. В городе есть проблема с подключением к газовым сетям. «Это ключевой момент для крупных инвесторов. Любые крупные промышленные производства довольно тяжело реализовать без газа,— отмечает Андрей Зарипов.— Но мы над этим работаем. „Газпром“ планирует реконструировать газораспределительную станцию к 2018 году. Интерес к созданию в городе производств проявляют разноплановые компании, и это радует».
Директор пермского филиала «БКС премьер» Наталья Кондрашова резюмирует, что статус ТОР «без сомнения, может стать хорошим драйвером для роста экономических показателей». «При этом как минимум местный бизнес вполне может быть в этом заинтересован, поскольку вся необходимая инфраструктура для инвестиций есть. Например, в Кумертау расположено одно из самых технологичных вертолетных производств, ряд относительно крупных предприятий есть и в Белебее, что определяет наличие транспортной и инженерной инфраструктуры. Налоговые льготы, без сомнения, могут заинтересовать инвесторов, которые ищут возможности для создания новых производственных площадок в регионе. При правильной работе местных чиновников в перспективе 10–15 лет статус территорий опережающего развития может существенно изменить экономическую ситуацию этих городов»,— полагает эксперт.