"Меня заводит работа на стыке красоты и практичности"Сильвия Вентурини Фенди о неизменном и о новом в мужской моде
В знаменитом римском доме моды Fendi, принадлежащем теперь всесильному конгломерату LVMH, по-прежнему ощущается дух создавшей его семьи. Носительница фамильных ценностей и стиля Fendi Сильвия Вентурини Фенди отвечает за создание аксессуаров и мужской линии одежды. Несколько месяцев назад Сильвия приезжала в Москву на открытие выставки "Fendi Roma: Мастера мечты" в Московском музее современного искусства, посвященной наследию компании. Там-то корреспонденту "Стиль.Мужчины" и удалось задать дизайнеру несколько вопросов.
Fendi для мужчин — это новаторски переосмысленные традиции
— Считается, что Fendi — это синоним роскоши. А в чем находите роскошь вы?
— В самых простых, обыденных вещах — в еде, например. Кухня, еда невероятно важны для итальянского образа жизни. Это почти религия для нас. Made in Italy — это не только мода, но и еда. В логотипе Fendi сплетаются два F, но мне их недостаточно, так что я вдохновляюсь тремя F: Film, Food, Fashion (фильмы, еда, мода). В этих областях одинаково много пространства для творчества, основанного на первичных материях. В кулинарии это качество знаменитых итальянских продуктов, которое никто не ставит под сомнение. Именно это невероятное качество вдохновляет меня больше всего. Потому что даже самая простая паста, приготовленная из лучших продуктов, становится событием такого же масштаба, как самая выдающаяся модель из наших коллекций, созданная из привычных, но всегда лучших материалов — шерсти, кашемира, хлопка, кожи, меха.
— Гастрономия сейчас помешана на органике, максимально естественном способе производства продуктов. Для Fendi идеи заботы об окружающей среде так же важны?
— Конечно! Современная жизнь дает нам возможность практически моментального доступа ко всему. Но обладать всем еще не значит быть счастливее. Я думаю, что люди начинают это понимать. Когда вы что-то покупаете, вам важно знать об этой вещи абсолютно все: как, где и из чего она сделана, историю марки-создателя, как вы сможете ее использовать, кто работал над ней. На этой выставке мы не боимся обнажить свое сердце — мастерскую, в которой эскизы и материалы превращаются в моду. И нет ничего более естественного, чем работа скорняка или закройщика, который имеет дело с самыми простыми материалами вроде меха или полотна. Их опыт и мастерство позволяют им творить настоящие чудеса, которые не под силу малоквалифицированным или юным работникам. Наша открытость помогает людям убедиться и в нашем умении, и в нашей искренности. Возможно, они купят одну вещь, а не несколько, но больше времени посвятят раздумьям над своей будущей покупкой и будут больше к ней привязаны.
— Как быть с мехом? Здесь всегда на первый план выходит этический аспект.
— В 1980-х мир был одержим идеей отправить меховые манто и шубы на задворки гардероба, и мы стали первой меховой маркой, первой fureria, которая вывела искусственный мех на подиум. Мы показали коллекцию, в которой одна и та же модель была сделана из искусственного и натурального меха. Это была своего рода шутка, игра, но до чего занимательная! Мы использовали ткань, которая напоминала мех, и мех, который выглядел как ткань, показав свою способность реагировать на запросы времени. Но сегодня очевидно, что искусственный мех — вовсе не альтернатива, он производится на химических предприятиях, загрязняющих окружающую среду.
Все, что касается меха, в Fendi строжайше контролируется. В 1970-х моя бабушка решила руководствоваться конвенцией о защите животных. Она еще не имела тогда силы закона в Италии и Европе, но мы уже отказывали клиентам, которые хотели носить леопардовые манто и шубы из меха редких животных, потому что понимали, насколько важно для планеты сохранение исчезающих видов, и не хотели поощрять их истребление.
— В ателье Fendi прошло все ваше детство, едва ли не с четырех лет...
— Да. (Улыбается.) Есть фото, на котором я с Карлом Лагерфельдом, наверное, в 1965-м, когда мне было около пяти. Это целая жизнь, и за это время мы столько всего придумали и сделали, что почти невозможно представить, что чего-то из этого когда-то не было. Мы в Fendi, например, первыми начали делать принты на мехе и стричь его. Карл тогда часто летал из Парижа в Рим на встречи с мастерами ателье и был очень увлечен полароидом, снимал все, что ему попадалось. Как-то он привез снимок полей вокруг Рима, которые он снял при посадке. Их только что убрали, и Карла впечатлило это лоскутное одеяло, движение, созданное разницей в цвете и высоте растений. Уже на следующей встрече мастера Fendi показали ему образцы стриженого меха, они были словно жнецами, убирающими урожай. Так эта техника и появилась. Потом мы научились мех вязать, вплетать в него металлизированные нити. Это очень сложная техника, и, помнится, над ней работал с нами один из русских специалистов.
Fendi всегда открыты новому в науке, технологиях, и наши инновации рождаются легко, естественно, просто потому, что мы постоянно ищем место в будущем одному из самых архаичных материалов в человеческой истории — меху. Кстати, это помогло нам превратить мех в один из инструментов моды, вывести его из состояния "роскошного сна", когда к нему обращались лишь немногие. Сегодня это модный материал, ничем не напоминающий скучный и консервативный мех 1960-х. Это результат работы моей мамы и ее сестер, в один прекрасный момент решивших, что пора бы превратить мех из буржуазного статус-символа в живой, вибрирующий материал, откликающийся на самые мимолетные веяния моды.
— Возможно, это удалось сделать в женской моде, но в мужском гардеробе мех все еще выглядит экстравагантным...
— Это точно не о Fendi. У нас вы мех найдете не только на подкладке пальто или на воротнике. Мужская мода изменилась невероятным образом. Исчезновение грани между гендерами позволяет мужчинам и женщинам действительно меняться одеждой, это больше не вопрос конструкций и внешнего восприятия, а дело стиля. Последние годы оживили мужскую моду. Все больше мужчин перестают обращать внимание на традиционные ограничения и открывают для себя новые грани моды. То, что раньше было табуировано, сейчас становится приемлемым в мужской одежде. Так случилось, например, с одной из самых наших известных сумок, Peekaboo. Она была создана больше десяти лет назад, но ее версия для мужчин стала невероятно успешной. Да посмотрите хоть на меня, я обычно покупаю мужскую одежду (во время интервью Сильвия Фенди одета в простой кашемировый свитер и черные брюки.— Прим. авт.), но у меня есть друзья-мужчины, которые покупают пальто и трикотаж из женских коллекций. Это не значит, что у них феминизированный стиль, просто дизайнеры женской одежды обычно более креативны и раскованны, чем создатели мужской моды.
— Насколько раскован или консервативен стиль мужчины Fendi?
— Людям сейчас важны истории, которые не имеют привязки ко времени. Все острое, новое и необычное мы показываем в подиумных коллекциях, а вещи, которые легко узнать, которые переходят в гардеробе из сезона в сезон, становятся любимыми и незаменимыми, сохраняем в пре-коллекциях. Для мужчин узнаваемость особенно важна. Скажем, если вы купите костюм, в котором вам удобно, вы непременно захотите такой же, с такой же линией плеча, с такими же лацканами, с такой же талией.
— Подтверждаю.
— Я и сама люблю базовые вещи. Возможно, это у меня от бабушки Адели. Она всегда одевалась в одно и то же, в очень мужских традициях, любила темно-синий цвет. Если мне что-то нравится, я покупаю эту модель во всех доступных цветах. Тут очень важна тактильность. На какой-то период мы даже прекратили показы мужских коллекций, сосредоточились на презентациях. Это позволяет лучше сфокусировать внимание прессы и байеров на деталях, качестве тканей, крое. Если Fendi для женщин — это красота и новации, то Fendi для мужчин — это новаторски переосмысленные традиции, с высоты подиума это сложно увидеть. В течение шести сезонов мы успешно использовали эту форму представления мужских коллекций. А затем я решила вернуть Fendi в расписание показов мужской недели моды. В нашем флагманском бутике в Москве можно увидеть и подиумные вещи, и классику Fendi и в полной мере оценить то, что мы предлагаем современным мужчинам и в России, и во всем мире.
— Что перевешивает на ваших внутренних дизайнерских весах — функциональность или красота?
— Меня очень привлекает практичность, потому что я специалист по аксессуарам. Но ни один специалист по аксессуарам не может не интересоваться красотой, потому что непривлекательные вещи не интересны людям. Кажется, я могу найти красоту везде, даже в самой угрюмой прагматичности.
— Такое чувство, что вы и мужскую моду делаете, как аксессуары. Это так?
— В какой-то степени. В мужской одежде важна не только ее модная составляющая, но и функциональность, практичность. Это очень похоже на работу с аксессуарами или сумками. Меня притягивают красивые вещи, которые обладают не только эстетической функцией. Это чистый дизайн, для меня он всегда — конечная цель, а в мужской моде он проявляется в наибольшей степени. Именно эта работа на стыке красоты и практичности заводит меня больше всего, соответствовать такой цели и сложно, и интересно.
— Вокруг вас много мужчин? Есть на ком проверить состоятельность той или иной идеи?
— Да, я люблю работать с мужчинами, их много в моей команде и именно их я спрашиваю, будут ли они носить то, что я придумала, не сочинила ли я предмет искусства, а не мужского гардероба. Иногда тут бывает достаточно и взгляда, чтобы понять правду. (Смеется.)