Автопрому не хватило деталей
Стратегия его развития опять не удалась
Как выяснил "Ъ", стратегия развития автопрома РФ до 2025 года, сроки создания которой переносились с марта, наконец была представлена Минпромторгом в правительство. Но документ тут же был возвращен вице-премьером Аркадием Дворковичем на доработку с требованием дополнительного анализа и детализации. Для отрасли это не стало сюрпризом: участники рынка знают, что документ сырой, в нем отсутствует конкретный план действий даже на ближайшее время. В Минпромторге считают, что этот вариант отражал лишь ключевые направления развития, и намерены вскоре дать правительству требуемую аналитику.
К концу сентября Минпромторг сформировал по поручению правительства стратегию развития автопрома РФ до 2025 года. Но уже 7 октября профильный вице-премьер Аркадий Дворкович отправил стратегию обратно и дал жесткое поручение доработать документ ("Ъ" ознакомился с перепиской). По его мнению, не хватает комплексного анализа состояния отрасли, мер ее защиты и поддержки, возможностей роста локализации производства, прогноза развития рынка и загрузки мощностей. Господин Дворкович обратил внимание и на несоответствие стратегии ФЗ о стратегическом планировании. Представитель господина Дворковича сроки выполнения поручения не пояснила, подтвердив, что работа над стратегией продолжается и она отправлена на доработку. В Минэкономики, которому поручено составить другой ключевой документ — концепцию "третьей промсборки" (новых льготных режимов для иностранных инвесторов в автопром),— говорят, что ответственным за стратегию является Минпромторг, и отмечают, что получили проект, но направили письмо с позицией о необходимости его существенной доработки.
На фоне постоянного сокращения продаж и близкого завершения льготного режима промсборки, на чем основывалась предыдущая программа развития автопрома до 2020 года, принятая в 2010 году, нынешняя стратегия — долгожданный документ для отрасли. Владимир Путин давал поручение о подготовке новой стратегии еще к марту, но сроки сдвигались. Сейчас при созданных в РФ мощностях более чем на 3,5 млн машин в год средняя загрузка в 2015 году составила 40%, следует из стратегии.
Выпуск легковых машин по отношению к пику 2012 года составил 53,6% (1,5 млн штук), легких коммерческих автомобилей — 54,5% (97 тыс. штук), грузовиков — 39,4% (50 тыс. штук), автобусов — 44,8% (12 тыс. штук).
В проекте действительно нет принципиально новых векторов развития или детальных планов, как реализовывать уже предлагавшиеся — рост экспорта, углубление локализации и развитие базы автокомпонентов и инжиниринга. Реализовать стратегию предполагается в три этапа. На 2016-2018 годы стоит задача "сохранить потенциал отрасли", предусмотрено использование "всех инструментов и мер госрегулирования" для конкурентоспособного уровня загрузки. Требуется определить параметры инвестрежимов (в частности, специнвестконтрактов) по окончании действующих режимов промсборки, заложить основу для "технологической независимости" и сформировать условия для "экспортного прорыва". В 2018-2020 годах Минпромторг предложил стимулировать выпуск автокомпонентов и выбор технологических направлений в НИОКР, планируется резкий рост экспорта. До 2025 года, по мнению Минпромторга, в России сформируется "новая конкурентная среда", доля экспорта составит 30-50%, настанет время определяться с "направлениями опережающего развития технологий". Конкретного плана мероприятий по каждому этапу или примерных оценок по финансированию в документе нет.
Источник "Ъ" в отрасли утверждает, что этот сырой проект пришлось отправлять в правительство, поскольку не удалось перенести в очередной раз сроки поручения. Другой собеседник "Ъ" категорично замечает, что проект "сложно назвать стратегией", и соглашается, что это "формальная отписка", чтобы уложиться в сроки. Он вспоминает прежнюю стратегию до 2020 года — с четким перечнем мероприятий, объемами и источниками финансирования, анализом и рисками. Еще один источник "Ъ" согласен, что по структуре и детализации предыдущая стратегия была лучше, но она представляла собой "слишком жесткую конструкцию", не учитывающую изменения рыночной конъюнктуры (из-за этого при спаде спроса сложился избыток мощностей). Он добавил, что запрашиваемая аналитика есть, но требуется время на разработку "дорожной карты" — еще порядка трех месяцев.
В Минпромторге вчера рассказали, что "процесс принятия такого комплексного документа, как стратегия автопрома,— это всегда итерационный процесс, проходящий в несколько этапов", этот вариант отражал ключевые направления развития и целевые показатели отрасли до 2025 года. С точки зрения ведомства, первый приоритет при разработке стратегии — это "согласовать целеполагание и долгосрочное видение того, какую автоиндустрию мы хотим иметь в России". Необходимая правительству аналитика наработана и "может быть представлена в правительство в ближайшее время", сказали в ведомстве. Минпромторг продолжил работу над расширенной версией с конкретными мероприятиями.