Госкомпании добились режимных поблажек
Минэкономики согласовало мягкий вариант ужесточения правил их крупных закупок
Минэкономики предлагает смягчить правительственный проект поправок к закону о закупках госкомпаний, не рассмотренный Госдумой прошлого созыва из-за возражений "Газпрома", "Роснефти", "Росатома" и других крупных компаний. Новая, более мягкая версия проекта подготовлена по итогам консультаций с крупнейшими заказчиками и государственно-правовым управлением президента (ГПУ). Необходимость компромисса ведомство объясняет желанием запустить реформу закупок хотя бы для поддержки малого и среднего бизнеса.
В распоряжении "Ъ" оказался доклад Минэкономики, подготовленный по итогам состоявшегося 29 сентября совещания у первого вице-премьера Игоря Шувалова о реформе системы закупок (копия протокола совещания также есть у "Ъ"). На нем министерству было поручено подготовить новую редакцию поправок к законам о закупках (44-ФЗ и 223-ФЗ). Напомним, реформа, начатая ради поддержки малого и среднего бизнеса, буксует уже второй год из-за противодействия крупных госкомпаний и межведомственных разногласий. Пакет поправок, внесенный правительством ко второму чтению, не был рассмотрен Госдумой прошлого созыва. Это и заставило Минэкономики пойти на компромисс с крупными заказчиками и отказаться от ряда предусмотренных проектом ужесточений.
Министерство предлагает частично отказаться от лоббируемого ФАС перевода закупок госкомпаний на пять универсальных электронных площадок (работающих с контрактной системой по 44-ФЗ): обязать госкомпании выбирать на них поставщиков только среди субъектов малого и среднего предпринимательства c применением закрытого перечня способов закупок (не более 5 млн руб. для запроса котировок и 15 млн руб. для запроса предложений) и установлением сроков проведения. Для более крупных закупок ведомство готово разрешить заказчикам самостоятельно определять площадки (сейчас их более ста) и устанавливать ценовые пороги для проведения процедур (их все же придется выбирать из перечня, который будет установлен законом). Идея ограничить ценовые пороги для краткосрочных процедур возникла после того, как "Газпром" провел запрос котировок на сумму более 100 млрд руб. (что фактически исключало конкурентность процедуры), но, как следует из доклада, в итоге заказчики сохранили такую возможность. Кроме того, заказчикам оставят право самостоятельно устанавливать исчерпывающий перечень оснований для закупок у единственного поставщика. Отметим, что в первом полугодии 2016 года 96% закупок по 223-ФЗ производилось на неконкурентной основе (51% — "у единственного поставщика", 45% — "иные способы"). Самих "иных способов" ведомства насчитали 3,8 тыс.
Согласилось Минэкономики и с апрельской просьбой "Росатома" освободить подведомственные госкорпорации ФГУПы со статусом федеральных ядерных организаций от еще не вступившего в силу их "перевода" под действие более жесткого закона о госзакупках 44-ФЗ. Ранее замглавы Минэкономики Евгений Елин говорил, что предприятия, чьи функции государство сочтет эксклюзивными, должны стать бюджетными учреждениями и не заниматься бизнесом, а ФГУПы, занимающиеся коммерческой деятельностью, должны быть акционированы и играть по общим правилам.
Министерство не скрывает, что либерализация проекта предложена по итогам консультаций с крупнейшими заказчиками и с учетом мнения ГПУ. Уступки, в частности, предложены для того, чтобы не препятствовать закупкам уникального оборудования и не затягивать реализацию проектов. Еще одной победой лоббистов крупных компаний станет сохранение права заказчиков отказываться от заключения договоров с победителем закупки. Ограничение этого права в ГПУ сочли "произвольным вмешательством в предпринимательскую деятельность заказчиков", что "ограничивает их гражданские права". Наконец, внутригрупповые сделки будут исключены из-под действия 223-ФЗ, чего "Газпром" и "Роснефть" добивались еще в мае. Тогда участникам ТЭКа разрешили не публиковать сведения о внутригрупповых транзакциях по приобретению нефти и газа (а также о сделках с госнедвижимостью и получении кредитов за рубежом). Сейчас министерство признало, что внутригрупповые сделки вообще не рассчитаны на конкурентные процедуры.
Как пояснил "Ъ" источник в Минэкономики, смягчение правил вызвано необходимостью упорядочить закупки хотя бы для малого и среднего бизнеса, а жесткие правила для госкомпаний придется внедрять постепенно. Эта позиция расходится с недавними предложениями ФАС вернуться к еще более жесткой, апрельской версии поправок к 223-ФЗ. В Минэкономики, по словам источника "Ъ", предложили крупным заказчикам консолидировать позиции в рабочей группе на уровне руководства.