Энергоуголь поедет как все
ОАО РЖД вернуло на него тарифную надбавку в 13,4%
ОАО РЖД отменило льготную надбавку к тарифу в 1,3% для экспортеров энергоугля, уравняв их с прочими грузами, которым с 2015 года повысили тариф на 13,4%. Но при взрывном росте мировых цен на уголь повышение перестало быть критичным, признают участники отрасли и аналитики. Впрочем, экспортные надбавки как таковые должны быть отменены в конце января 2017 года – если только ОАО РЖД не добьется их продления.
Правление ОАО РЖД вновь ввело надбавку к тарифу на экспортные перевозки энергетического угля в размере 13,4%, следует из протокола заседания правления монополии от 7 октября. Документ отменяет решение правления от 29 января 2015 года, когда энергоуголь был исключен из общего перечня экспортных грузов, на которые была введена максимальная надбавка в 13,4%, тогда для угольщиков установили гораздо более скромное повышение в 1,3%. ОАО РЖД имеет право варьировать установленный госрегулятором (ФСТ, с середины прошлого года — ФАС) тариф, повышая или понижая его в рамках тарифного коридора. Новое решение вступает в силу через десять дней после официальной публикации протокола. Теперь уголь пойдет на экспорт на общих основаниях с остальными грузами, поясняют в ОАО РЖД.
Как объясняют в монополии, скидка (к надбавке) была введена в 2015 году «исходя из прогноза снижения цены на уголь ниже $50 за тонну, но сейчас цена за тонну составляет около $70». Соответственно, транспортная составляющая в цене угля снизилась, продолжают в ОАО РЖД. Кроме того, продолжают расти объемы перевозок энергоугля: за первое полугодие рост составил 9% к аналогичному периоду 2015 года. Согласно правилам установления тарифов в рамках тарифного коридора ОАО РЖД может отменить свое решение о снижении тарифов — при несоответствии прогнозных показателей и исходя из экономической целесообразности.
Перевозка энергоугля неприбыльна для монополии, в ряде случаев транспортировка его на тысячи километров сопоставима по стоимости с перевалкой в порту. Так, следует из презентации ОАО РЖД, тариф на перевозку угля со станции Ерунаково Западно-Сибирской железной дороги в направлении портов Дальнего Востока (почти на 6 тыс. км) составляет 1012,1 руб. за тонну при стоимости перевалки 817,5 руб. за тонну.
Собеседник “Ъ”, близкий к одной из крупных угольных компаний, указывает, что за последние месяцы цены на энергоуголь выросли примерно на 15–20%, и сейчас для российских экспортеров надбавка в $3 на тонну некритична. «Но никто не знает, что будет с ценами в следующем году»,— добавляет он. Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов соглашается, что повышение для угольщиков некритично, поскольку цена заметно поправилась с начала года — с $45–48 за тонну в Роттердаме до $72–74. «На фоне таких цен угольщики могут себе позволить повышение»,— говорит он, замечая, что доставка из Кемерово в Мурманск раньше стоила 1170–1200 руб. за тонну, теперь будет стоить на 50–70 руб. дороже, что «неприятно, но терпимо». А курс рубля укрепился недостаточно для того, чтобы серьезно ударить по прибыльности угольщиков, добавляет он.
Другой источник “Ъ” возражает, говоря, что цена на экспортные поставки угля хоть и выросла, но находится на минимальном уровне. Он отмечает, что о решении ОАО РЖД поднять тарифы на энергоуголь до сих пор никому на рынке не известно. Получается, что опять ОАО РЖД повысило железнодорожный тариф без предварительных консультаций с Советом потребителей, говорит он, а это прямое нарушение поручения вице-премьера Аркадия Дворковича. Собеседник подчеркивает, что с 2015 года тариф был проиндексирован на 10% плюс 9%, вагонная составляющая выросла в два раза, что равно 15% индексации. По его словам, предложение ОАО РЖД на совещании у господина Дворковича по индексации базового тарифа, на порожний пробег, а также на перевозки грузов в полувагонах дает еще 12%, итого с 2015 по 2017 годы суммарное повышение затрат на железную дорогу составит 46%, а вместе с тарифным коридором — 60%, подчеркивает он.
Но все экспортные надбавки должны быть отменены в конце января 2017 года, когда закончится двухлетний срок их действия. ОАО РЖД сейчас предлагает их продлить, чтобы нивелировать негативный эффект от превалирования низкодоходных грузов над высокодоходными. По оценке монополии, решение об отмене двухлетнего ограничения на экспортную надбавку принесет ей в 2017 году 40 млрд руб. дохода.