Электросетевая поддержка
Ко второй половине 2016 года количество территориальных сетевых организаций (ТСО) в России сократилось более чем на 30% в результате применения к ним критериев, разработанных Минэнерго. Это привело к необходимости "подхвата" сетей квалифицированными организациями, в том числе дочерними обществами "Россетей".
Рынок сжимается
3 апреля 2013 года правительство утвердило стратегию развития электросетевого комплекса РФ до 2030 года, одним из целевых ориентиров которой является двухэтапное сокращение степени разрозненности ТСО и повышение контроля над ними. Реализация первого этапа фактически началась в феврале 2015 года, когда приобрели законную силу критерии отнесения организации к ТСО, разработанные Минэнерго, в случае несоответствия организации которым тарифные органы не согласовывают ей тариф на услуги по передаче электроэнергии. Для получения статуса ТСО организации должны были иметь в собственности или долгосрочной аренде силовые трансформаторы суммарной мощностью как минимум 10 МВА, линии электропередачи не менее двух уровней напряжения, выделенный абонентский номер телефона и интернет-сайт.
Подбор критериев Минэнерго аргументировало тем, что ТСО мощностью до 5 MBA неэффективны, так как их удельные затраты в среднем почти втрое выше, чем у ТСО суммарной мощностью более 10 MBA (1440,82 тыс. руб./MBA против 519,83 тыс. руб./MBA). А затраты всех регулируемых сетевых организаций закладываются в единый "котловой" тариф (держателями, как правило, выступают дочерние общества "Россетей"), и, соответственно, за чужую неэффективность вынуждены переплачивать потребители. По данным ассоциации НП ТСО, в результате применения постановления количество ТСО, получивших у регуляторов тариф, ко второму полугодию 2016 года в сравнении с аналогичным периодом 2015 года уменьшилось на 39% — с 3146 до 1905. Но их реальная составляющая в "котле" оказалась мизерной: выручка выбывшей 1241 не-ТСО составляла всего около 3% объема необходимой валовой выручки (НВВ) всех ТСО в России.
Таким образом, введение критериев позволило значительно сократить количество мелких неквалифицированных ТСО при незначительном сокращении суммарного объема НВВ. Это коснулось в основном организаций, для которых передача электроэнергии не является профильной деятельностью (заводы, институты, предприятия, исторически имеющие в собственности электросети).
Впрочем, этим организациям после лишения их статуса ТСО никто не запрещал продать или передать в аренду свои электросетевые активы или, наоборот, укрупниться, чтобы прийти в соответствие критериям. "Если не удалось продать или передать в аренду, как правило, это связано с высокой степенью износа электросетевых объектов, которые новому собственнику приводить за свой счет в порядок слишком затратно",— считает член наблюдательного совета ассоциации НП ТСО Алексей Седых.
Следующий этап сокращения количества ТСО пройдет в соответствии с постановлением, проект которого готовит Минэнерго и которое планируется принять в четвертом квартале. Ключевое отличие новых критериев от ныне применяемых в том, что они устанавливают протяженность ЛЭП (по одной из версий документа — не менее 15 км), которые должны быть присоединены к трансформаторным подстанциям. В результате ТСО должна будет функционировать как полноценная сетевая организация. Сейчас для того, чтобы относиться к таковой, достаточно иметь набор разрозненного, не объединенного электрическими связями оборудования, подходящего под критерии только по объему. По планам Минэнерго к 2030 году количество ТСО должно сократиться до 800.
Законодательный пробел
Однако в связи с этим не ясна судьба ТСО без статуса, к объектам которых остались подключены потребители. Согласно статье 26-ФЗ "Об электроэнергетике", данные лица, не являясь субъектами энергетического рынка, всего лишь обязаны не препятствовать перетоку электроэнергии через свои объекты. На практике вопрос надежного снабжения потребителей, подключенных к объектам не-ТСО, вынуждены решать квалифицированные сетевые организации.
В "Россетях" воспринимают консолидацию не-ТСО как социальную функцию компании. "В случае лишения организации статуса ТСО в соответствии с п. 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и оказания этих услуг (ПП РФ от 27 декабря 2004 года N861) вышестоящая ТСО обязана заключить договор об оказании услуг по передаче электроэнергии с конечным потребителем. В соответствии с п. 1 ст. 38 федерального закона от 26 марта 2003 года N35-ФЗ "Об электроэнергетике" ТСО отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество. Таким образом, квалифицированным сетевым организациям для обеспечения надежного и качественного электроснабжения потребителей необходимо подхватывать функции управления объектами не-ТСО, но на законодательном уровне такая методика не утверждена",— подчеркивает представитель "Россетей".
По данным "Россетей", в зоне присутствия группы компании примерно 33% ТСО лишились статуса с момента принятия критериев. В 2015 году дочерние общества "Россетей" провели кампанию, направляя письма в потенциальные ТСО, которых лишат статуса, с предложением о консолидации. "Только 8% организаций изъявили желание дальше продолжить разговор, 35,7% организаций отказались от сотрудничества и 56% не представили свою позицию",— сообщают в "Россетях".
К настоящему времени только 10% не-ТСО на территориях обслуживания дочерних обществ "Россетей" консолидированы либо на базе последних, либо сторонними ТСО. Статус же большинства не-ТСО остается неопределенным (собственник не принял решение о продаже или передаче объектов электросетевого хозяйства в аренду, эксплуатацию и т. п. либо предпринимает действия по восстановлению статуса ТСО). Основная причина в том, что собственники не-ТСО, обращаясь в вышестоящую сетевую организацию, желают реализовать свое оборудование по максимальной цене, а вышестоящая сетевая организация в условиях существующих тарифных ограничений гарантированно не получит согласие региональной энергетической комиссии (РЭК) на включение затрат на такое приобретение в тариф на услуги передачи электроэнергии.
Как говорят источники BG в отрасли, маловероятно, что активы не-ТСО станут бесхозными и собственник от них откажется, не получив ничего взамен. При этом если у не-ТСО остались потребители, то будет задействована серая схема, по которой собственник предлагает потребителям компенсировать ему отсутствие погашения затрат за счет тарифа в обмен на гарантии электроснабжения.
В ассоциации НП ТСО согласны, что сейчас лица, не являющиеся субъектами рынка электроэнергетики, не несут ответственности за надежность и качество снабжения потребителей, присоединенных к принадлежащим им объектам, а затраты квалифицированной сетевой организации к сетям которой присоединены объекты, принадлежащие не-ТСО, на обслуживание таких объектов не компенсируются в тарифах. В стратегии развития электросетевого комплекса РФ до 2017 года должны быть разработаны процедуры передачи ТСО, не отвечающих критериям, а также ставших убыточными вследствие отказа в компенсации неэффективных затрат при тарифном регулировании, в управление квалифицированным сетевым организациям. Порядок передачи — путем заключения договоров о порядке использования, приобретения и (или) аренды сетей.
При этом обсуждается и изменение законодательства, что позволит квалифицированным организациям подхватывать функции управления объектами не-ТСО. "Сейчас в обсуждении находится модель, при которой ФЗ "Об электроэнергетике" предлагается дополнить нормой о том, что смежная сетевая организация, к сетям которой присоединены сети не-ТСО, через которые оказываются услуги по передаче электроэнергии конечным потребителям, автоматически использует, эксплуатирует и обслуживает объекты не-ТСО с нового тарифного периода на основании приказа об эксплуатации, издаваемого РЭК",— подчеркивает господин Седых.
До передачи объекта представители смежной сетевой организации совместно с представителями органа местного самоуправления, РЭК, сбытовой компании составляют акт осмотра передаваемых объектов, в котором указываются все его характеристики. Указанная автоматическая эксплуатация продолжается до момента принятия решения собственником таких объектов об их дальнейшей судьбе (заключения договора купли-продажи, договора аренды и т. п. в отношении таких объектов).
Предложенный НП ТСО вариант "подхвата" функции управления объектами не-ТСО основан на том, что в случае лишения такой организации статуса ТСО ее НВВ со следующего тарифного периода "передается" смежной сетевой организации, которая принимает на обслуживание сети не-ТСО. Соответственно, РЭК при расчете тарифа на услуги по передаче электроэнергии организации, эксплуатирующей сети не-ТСО, в составе ее тарифа учитывают расходы на обслуживание, а также расходы на компенсацию потерь электроэнергии в сетях не-ТСО.
Для упорядочения действий всех участников процесса электроснабжения ассоциация НП ТСО предлагает зафиксировать то, что эксплуатирующая организация организует переоформление всех документов. Собственники электросетевых активов, входивших в состав не-ТСО, на основании договора о порядке использования в этом случае получают от эксплуатирующей сетевой организации плату по ставкам, установленным РЭК исходя из величины амортизации, налога на имущество, налогов и других установленных законодательством РФ обязательных платежей, если эти средства учтены в тарифе.
Единый центр ответственности
Помимо консолидации сетевых активов неквалифицированных ТСО на базе дочерних компаний "Россетей" ведется объединение региональных сетевых компаний, которые не лишались статуса ТСО. Как правило, подобное объединение возможно благодаря взаимодействию губернаторов и руководства "Россетей".
Самое масштабное объединение произошло в конце 2015 года в Санкт-Петербурге, где на базе "Ленэнерго" были консолидированы городские сетевые компании АО "Санкт-Петербургские электрические сети" и ОАО "Петродворцовая электросеть" (суммарная стоимость активов — 15,3 млрд руб.). Консолидация сетей в регионе была обязательным условием разработанного правительством плана финансового оздоровления "Ленэнерго", в рамках которого компании были выделены 32 млрд руб. средств ОФЗ на погашение кредитных обязательств и ликвидацию просроченных договоров техприсоединения. Положение "Ленэнерго" пошатнули, с одной стороны, потеря доступа к средствам в банке "Таврический", а с другой — решения городского регулятора, который на протяжении нескольких лет устанавливал компании экономически не обоснованные тарифы, из-за чего у "Ленэнерго" образовалось 22 млрд руб. выпадающих доходов (будут компенсированы через регулирование к 2020 году). При этом консолидация городских сетей на базе "Ленэнерго" позволила снизить общий размер их инвестиций более чем на 25 млрд руб. за счет устранения дублирующих объектов.
Аналогичные соглашения о консолидации сетевых компаний подписаны "Россетями" в рамках Петербургского международного форума (в 2015-2016 годах) с администрациями республик Карелия и Коми, Мурманской областью. В частности, в республиках будут создаваться так называемые единые сетевые операторы (отдельные компании), в уставный капитал которых будет передано электросетевое имущество государственной компании, объединившей республиканские, муниципальные и бесхозные электросетевые активы. Первый шаг к консолидации — инвентаризация сетевого имущества в регионах, которую "Россети" ведут совместно с властями.
Согласно статданным "Россетей" (годовой отчет за 2015 год), компания в основном арендует объекты ТСО в рамках консолидации. В 2013-2015 годах компания приобрела электросетевые объекты мощностью более 3,5 тыс. MBA и почти 8,8 тыс. км линий электропередачи, а арендовала более 40,2 тыс. MBA и около 117,6 тыс. км ЛЭП. Доля арендованных и приобретенных электросетевых объектов в общей структуре активов "Россетей" находится в пределах 5% (на 2015 год). Впрочем, она гарантированно возрастет: до 1 ноября все дочерние общества "Россетей" должны сформировать новую программу консолидации на период 2016-2018 годов.
Свою позицию относительно необходимости консолидации изложил и уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов. Как заявил он в докладе "Книга жалоб и предложений российского бизнес- 2016", следует "принять решение о мерах, направленных на сокращение количества сетевых компаний при повышении их ответственности за качество и стоимость обслуживания потребителей", а также ввести обязанность для "Россетей" "в случае отказа владельцев от их эксплуатации взять такие объекты сетевого хозяйства в аренду по стандартизированной ставке арендной платы". При этом, добавляет бизнес-омбудсмен, за отказ от эксплуатации без передачи объектов в аренду "Россетям" владельцы должны нести административную ответственность.
По данным "Россетей", в зоне присутствия группы с момента принятия критериев лишились статуса примерно 33% ТСО. Сейчас только 10% не-ТСО на территориях обслуживания "Россетей" консолидированы либо на базе последних, либо сторонними ТСО.