От скифов до наших дней

Национальная одежда — это всегда значительная часть культуры, традиции ее кроя и декора, как правило, трепетно сохраняются фольклорными группами, историками, краеведами, но мало где они сохранились и остаются частью повседневной жизни так, как в Корее

Фото: Пресс-служба Газпромбанка

Ольга Пожарская

Наследие кочевников и шаманов

Еще 30-40 лет назад традиционный корейский костюм — ханбок был основным видом одежды жителей полуострова. Влияние западного мира в значительной мере отодвинуло ханбок на второй план — корейцы сделали выбор в пользу более демократичной одежды, традиционную надевают только по особым случаям — на свадьбу, юбилей... Да и сегодняшние модельеры при создании своих коллекций часто используют мотивы национального костюма.

Считается, что корейская национальная одежда пришла в страну вместе со скифо-сибирскими кочевыми племенами. Первые изображения ханбока датируются периодом Когуре (37 год до н.э.— 668 год н.э.), они найдены в гробницах той эпохи.

Формат костюма диктовался в первую очередь удобством при передвижении на конях: широкие штаны на завязках спереди (пачжи) у мужин, длинные свободные юбки со множеством складок (чхима) у женщин и свободные, прямого силуэта, рубашки-кофты с запахом, чогори, у обоих полов. У корейского национального костюма есть определенное сходство с одеждой других народов, в частности монголов, некоторые элементы пришли из Маньчжурии, но, в общем, в Корее сохранилась самобытность национального костюма — он почти не подвергся влиянию извне.

Самым сильным воздействием на традиции национального костюма стала мода укорачивать и юбку, и жакет, подражая монгольским принцессам. Произошло это в XIII веке, после заключения мира с Монгольской империей, когда корейская знать стала жениться на монгольских аристократках. Тогда же кореянки стали завязывать ленту не вокруг талии, а гораздо выше — под грудью. Интересно, что корейский ханбок в тот период "перекочевал" и основался в монгольской моде.

В конце XIX века из Маньчжурии была завезена мода на верхний жакет — магоджа, его корейцы носят и сейчас.

Объемные формы костюма отражают не только образ жизни предков-кочевников и шаманские мотивы, но и более поздние традиции корейского быта: в таком одеянии очень удобно сидеть на полу, где и проходила большая часть жизни корейцев.

Конструктивные особенности

На протяжении веков мужской костюм почти не претерпел изменений, а женский менялся довольно сильно. Жакет чогори был то длиннее, то короче, то более свободный, то приталенный. В самом экстремальном варианте (в XVIII веке) жакет был настолько короток, что не прикрывал грудь, состоятельные дамы стали носить хоритти (нижнее белье) напоказ, а иногда и вообще оголяли грудь (это, в частности, делалось для того, чтобы показать, что женщина родила мужу сына).

Форма юбки также менялась — она то была максимально широкой в бедрах, очерчивая фигуру, то походила на европейские юбки с кринолином (в XVII-XVIII веках). Жакет, правда, всегда заканчивался выше талии, а юбка всегда доходила до пят. Длина жакета иногда оказывалась в 4 раза меньше длины юбки.

В XVIII-XIX веках верхние и нижние элементы костюма так видоизменились, что фигура женщины стала напоминать колокольчик. Надо сказать, что ханбок идет абсолютно всем женщинам, так как визуально удлиняет силуэт и скрадывает недостатки фигуры.

Под верхней юбкой может быть одна или несколько нижних, есть две конструкции чхимы — с разрезом сзади и без него. Белье корейские женщины надевали для того, чтобы придать ханбоку модный силуэт.

Характерной чертой традиционного корейского наряда всегда были тончжон — белая тесемка-воротник, пришивавшаяся поверху к жакету — и узел на жакете (откорым), который изначально выполнял сугубо практическую роль, придерживая полы чогори, а затем стал элементом декора.

Рукава жакета — пэрэ — обязательно должны быть широкими, а подол юбки украшен орнаментом из цветов, геометрических фигур, изображений животных.

Поверх рубашки-чогори может надеваться жилет пэчжа и куртка турумаги.

У ханбока очень простой крой: каждая часть наряда шьется из цельного куска ткани, но правильное конструирование дает сильный визуальный эффект — элегантности и объемности костюма.

Турумаги, чхима или паджи развеваются, не сковывая движений и создавая мягкий пластичный образ. Для сохранения эффекта верхние халаты (топхо), чхима и чогори шили без подкладки.

При изготовлении ханбока использовались разные ткани: различные виды шелка, хлопок, рами. Ткань рами — характерный азиатский материал, его делают из волокон китайской крапивы, она обладает исключительной износостойкостью и защищает от влаги, ее также используют при изготовлении парусины.

Цветовая дифференциация

Ткань, цвет и узор ханбока строго регламентировались согласно социальной иерархии. Так, знать носила летом одежду из рами, зимой — из шелка. Простолюдинам предписывалось одеваться в ханбок из хлопка.

Белый цвет считался аристократичным, бедным и простым запрещалось носить белые одежды, но в праздники дозволялось надевать ханбок приглушенных тонов.

Знать помимо белого носила одежду разных цветов или с орнаментом. Цвет определял социальный статус, в частности темно-синий ханбок на женщине означал, что у нее есть сын.

У мужчин все было еще строже: желтый был цветом императора, красный — короля, темно-красный — наследника престола. Темно-синий, зеленый и фиолетовый дозволялись чиновникам разных рангов.

Мужчины-чиновники украшали свои верхние халаты изображением животных, причем чем больше фигурок — тем выше статус. Гражданские чиновники носили халаты с изображением журавля, военные — тигра. Драконы были только на костюмах наследника престола.

У женщин были популярны контрастные сочетания цветов чогори и чхима: желтый и синий, желтый и красный, зеленый и красный.

Женские головные уборы и украшения имели множество деталей: кисточек, подвесок, бусин, фигурок. Во время ходьбы или поворотов корпуса все это великолепие переливалось — женщины были похожи на новогодние елки.

Каждому празднику — свой ханбок

Для каждого значимого события в жизни корейца существует свой парадный ханбок: в первый день нового года надевается менчжоль ханбок, в нем принято кланяться родителям, воздавая дань уважения. Толь ханбок — специальная одежда на годовщину ребенка: для мальчиков — это розовый жакет и длинная синяя накидка, девочек одевают в цветной жакет в полоску.

В честь 61-го юбилея родителей дети устраивают им праздник и желают долголетия. Мужчины в день своего 61-летия надевают кымгван чобок, а женщины танэ — праздничный костюм для особых случаев.

Холлебок — свадебный вариант ханбока. Жених помимо традиционных пачжи и чогори облачается в жилет чокки, накидку магоджа и пальто турумаги. Невеста надевает зеленую юбку чхима, желтый жакет чогори и длинное женское пальто вонсам. Волосы невесты украшаются короной чоктури.

Традиционный костюм требует немало времени и соблюдения "технологии" одевания, поэтому есть упрощенные варианты ханбока на каждый день. Конечно, редкий кореец сегодня надевает национальный костюм на работу или на прогулку, однако для многих ханбок является обязательным атрибутом семейных торжеств и по сей день.

Дизайнерские корейские ханбоки

Вся лента