Обещанного три года не ждут
Минфин заложил в трехлетний бюджет основу споров в правительстве в 2017 году
Проект федерального бюджета на 2017-2019 годы завершен — несмотря на совещания по бюджетным темам у президента и премьер-министра, опубликованный вчера Минфином проект уже не изменится. Среди новшеств бюджета на 2017 год — особый порядок исполнения майских указов и резервирование правительством 100 млрд руб. расходов на многочисленные оперативные цели. Бюджет сверстан исходя из идей Минфина о "бюджетной консолидации" и новом "бюджетном правиле". Часть правительства в 2017 году уже готова развивать оппозиционные идеи как минимум в сфере социальной и оборонной политики.
Проект закона о бюджете на 2017-2019 годы с основными приложениями был вчера опубликован Минфином для антикоррупционной экспертизы. Это означает, что документ более не будет подвергаться в Белом доме содержательной правке — Госдума, а затем Совет федерации в ноябре 2016 года будут работать именно с этим текстом. Вчера положения бюджета на форуме ВТБ "Россия зовет!" комментировали президент Владимир Путин и министр финансов Антон Силуанов, де-факто бюджетные темы обсуждались на заседании президиума "проектного офиса" у премьер-министра Дмитрия Медведева. Президент также провел совещание по бюджетным вопросам.
Как подтверждено на президиуме "проектного офиса", правительство намерено в 2017 году потратить до 150 млрд руб. (1% федеральных расходов) на новые нацпроекты. Часть средств уже предусмотрена в бюджете по линии госпрограмм, пояснил премьер-министр Дмитрий Медведев, для некоторых — например, школьного проекта на 25 млрд руб.,— потребуется допфинансирование (в бюджет эти средства заложены). Прежде чем запрашивать средства, добавил он, ведомствам необходимо проверить внутренние резервы и оптимизировать часть расходов.
Запросы ведомств на нацпроекты даже по отдельным направлениям превышают выделенный 1% бюджета: вчера только на три проекта министерства просили предусмотреть в 2017 году более 150 млрд руб.— на поддержку малого бизнеса, жилищного строительства (по 20 млрд руб.) и несырьевого экспорта (115,7 млрд руб., из которых 71,8 млрд руб. предусмотрены в бюджете). Отметим, вся программа прямых экспортных кредитов в бюджете засекречена, поскольку ориентирована только на ВПК.
Основная идея в конструкции бюджета на 2017-2019 годы, заложенная Антоном Силуановым, вчера почти не обсуждалась. Речь идет о новом "бюджетном правиле", которое изложено в "Основных направлениях бюджетной политики" (ОНБП) и на следующие три года заключается в сокращении бюджетного дефицита при получении бюджетом дополнительных сырьевых доходов при цене нефти, превышающей $40 за баррель. "Бюджетное правило" должно де-факто заработать с 2020 года при стабильном бюджетном дефиците около 1% ВВП. "Бюджетная консолидация" не предполагает роста налогов с 2020 года.
До полноценного запуска "бюджетного правила" федеральный центр исчерпает Резервный фонд (1,1 трлн руб. в 2017 году) и часть Фонда национального благосостояния (0,7 трлн руб. в 2017 году, остальное в 2017-2019 годах), перейдет к постоянному чистому заимствованию на внутреннем рынке 1,05 трлн руб. в год и попытается уже после макроэкономической стабилизации 2017 года (если она произойдет) перейти к постоянному бюджету, рассчитываемому исходя из средневысоких цен на нефть ($40-50 за баррель), с контролируемым бюджетным дефицитом и пополняемым с 2020 года Резервным фондом.
Напомним, ранее обсуждавшиеся схемы государственной тактики предполагали активную приватизацию. Доходы госказны от нее постепенно снижаются, предупредил вчера на форуме "Россия зовет!" Антон Силуанов — приватизация ВТБ и "Совкомфлота" в 2017 году даст 130 млрд руб., в 2018-2019 годах доходы от продажи госимущества будут еще скромнее (по 14 млрд руб.). Глава Минэкономики Алексей Улюкаев настроен более оптимистично — по его прогнозам, в следующую трехлетку приватизация может приносить 200-300 млрд руб. ежегодно. В частности, господин Улюкаев напомнил о возможностях снижения госучастия в инфраструктурных компаниях и в оборонно-промышленном комплексе, а также о "малой" приватизации ГУП и казенных предприятий. Но в целом на приватизацию Белый дом уже особенно не рассчитывает. Во всяком случае, даже разговор о разгосударствлении "Роснефти", "Транснефти", "Газпрома", Сбербанка и госбанков не планируется раньше 2020 года.
В тексте бюджета указаны и другие идеологические детали "консолидации", которые при успехе могут быть расширены. Так, новеллой стал перевод системы технопарков на налоговое самообеспечение: им разрешено получить до 4,4 млрд руб. из поступлений от сверхплановых налоговых перечислений их резидентов. Российский фонд прямых инвестиций получит докапитализацию при снижении его активов ниже 30 млрд руб.— это также новый механизм бюджетной тактики. Продолжится борьба со схемами ухода от налогов: так, в 2017 году закрытие "байконурских схем" ухода от налогов внесено непосредственно в закон о бюджете. Минфин также зарезервировал для себя право начать реновацию внешнего долга на $4 млрд в 2017 году. Торг гражданских ведомств с военными (см. "Ъ" от 11 октября) по крайней мере пока не привел к значимым изменениям бюджетной росписи, и Белый дом зарезервировал для себя что-то вроде оперативного резерва на 100 млрд руб. в 2017 году на крайне широкий набор целей — от допфинансирования нацпроектов "проектного офиса" до внеплановой закупки лекарств. Между тем главный вопрос, который может деформировать исполнение бюджета до 2019 года, вопрос о реализации майских указов Владимира Путина (о повышении зарплат в образовании и здравоохранении), де-факто не решен. Напомним, напрямую на эти цели бюджет выделит лишь 30% финансирования, 70% ведомствам придется искать в своих расходах — бюджет фиксирует, что порядок исполнения майских указов будет на 2017-2019 годы особо определен правительством.
Исходя из того что по крайней мере на 2017 год доходы бюджета могут быть занижены, жесткая социальная политика, реализуемая Минфином в бюджете, уже находит критиков внутри Белого дома. Так, как стало известно "Ъ", Минтруд в отзыве на разработанные Минфином ОНБП уже подверг содержательной критике сами способы решения проблем экономики, выдвигаемые ведомством Антона Силуанова. По мнению Минтруда, Минфин вообще неверно оценивает характер структурных проблем экономики: так, по его мнению, причиной низкой трудовой мобильности является низкий уровень зарплат, а не слабое развитие механизмов поддержки мобильности. Мораторий на наем новых сотрудников в бюджетной сфере, по мнению Минтруда, не позволит обеспечить персоналом достаточное число школ и детсадов, а заморозка зарплат бюджетников в 2017 году просто приведет к росту бедности. Наконец, Минтруд заявляет, что приведенные Минфином в ОНБП модели долгосрочного роста вообще не имеют отношения к основной цели документа, так как он "не является научным докладом".
Сейчас оппозиция "бюджетной консолидации" Минтруда и, шире, социального блока правительства, все больше ориентирующегося на помощника президента Андрея Белоусова, неэффективна и почти не видна. Но при цене нефти выше $40 за баррель в течение нескольких месяцев к соцблоку с большой вероятностью присоединятся и военные, ведь аргумент "денег нет" эффективно работает только тогда, когда их и впрямь нет.