Инвесторов берут на крыло
Новосибирские разработчики готовы представить новый Ан-2 в начале 2017 года
Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина (СибНИА) готов уже в первом квартале 2017 года представить предсерийный образец модернизированного самолета Ан-2, который, как надеется руководство компании, заменит устаревший «кукурузник». Интерес к серийному производству этого самолета, себестоимость которого оценивается в $2,5 млн, выразили компании из Вьетнама, Германии, США и Китая. Российских авиастроителей в этом списке нет. По оценкам экспертов, тесный рынок, не имеющий долгосрочных тенденций к росту, — главный вызов, который стоит перед проектом.
СибНИА завершает проект модернизации самолета Ан-2, который реализуется институтом с 2013 года в рамках программы в области малой авиации российского минпромторга. «Мы находимся на этапе окончательной сборки и изготовления серийного самолета, который заменит Ан-2. Расчетно-конструкторская документация готова на 95%, более 80% конструкций нового самолета нами испытаны на самолете-демонстраторе — налет уже составил 80 часов»,— рассказал „Ъ“ директор СибНИА Владимир Барсук.
По его словам, первый предсерийный самолет планируется представить в конце первого квартала 2017 года, после чего весь комплект документации будет передан предприятию, которое займется серийным производством. «Мы ведем интенсивные переговоры с вьетнамской компанией, с компанией из США, с одной компанией из Германии и с рядом китайских производителей. Российских компаний среди тех, с кем ведутся переговоры, пока нет. Все российские авиастроение сейчас занимается RRJ и МС-21. Отвлекаться на такие мелочи, как наш проект, они, думаю, не будут»,— полагает Владимир Барсук. Он отметил, что сертификацией нового Ан-2 будет заниматься предприятие, которому СибНИА передаст пакет документов на самолет. В серию его реально запустить к 2019 году, уверен господин Барсук. Себестоимость нового Ан-2 составит около $2,5 млн.
Владимир Барсук оценивает текущий спрос на такие самолеты в России в пределах 1,5 тыс. штук, в мире — 5–7 тыс. Аналог — американский самолет АТ 802 (Air Tractor), но он одноместный и используется для выполнения авиационных химических работ, с точки зрения перевозки грузов и пассажиров аналогов новой «Аннушке» нет, уверен он. По расчетам специалистов СибНИА, модернизированный Ан-2 будет способен перевозить 12–14 пассажиров, иметь коммерческую загрузку 3,5 т (Ан-2 был рассчитан на перевозку 1,5 т грузов), дальность полета — 4,2 тыс. км (у Ан-2 — 1,3 км), скорость — 320–330 км/ч. (у Ан-2 — 180 км/ч.).
Запуск нового проекта, требующего больших инвестиций, несет риск с точки зрения поиска достаточных по объему рынков сбыта, поясняет отсутствие интереса российских производителей авиатехники к проекту СибНИА глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Внутренний рынок сужается в силу сложной макроэкономической ситуации, внешний — из-за внешнеполитических проблем»,— напоминает он. Есть риск не окупить проект, так как заемные средства в России сейчас дороги, а на бюджетное финансирование претендовать нет смысла, говорит эксперт. По его оценкам, Ан-2 и его модификации востребованы там, где нет твердых дорог: на Крайнем Севере, Дальнем Востоке, на Урале, в Сибири, на Северо-Западе. Однако большого рынка для 10-местных машин в России нет, считает он. По его оценкам, аналог самолету СибНИА по вместимости — Cessna Grand Caravan, продажи которого в России единичны. Единственный масштабный проект по использованию этих машин, в Приволжском федеральном округе, провалился: авиакомпании «Татарстан» и «Ак барс аэро» прекратили операционную деятельность, говорит господин Пантелеев.
«Заявленные характеристики самолета, который делает СибНИА, очень высоки. Он действительно может оказаться на уровне лучших образцов, а по взлетно-посадочным характеристикам — выше конкурентов. Но тесный рынок, не имеющий долгосрочных тенденций к росту, — главный вызов, который стоит перед проектом»,— уверен эксперт.
Генеральный директор авиакомпании «Томь» Александр Минин считает, что новый самолет не будет востребован в России. «Все-таки Ан-2, на мой взгляд, вчерашний день. Хотя какую-то свою нишу он на рынке, конечно, найдет. Он может быть хорош, например, для сельхозработ. Но возить на нем пассажиров, когда есть такие самолеты, как Cessna с различными модификациями? На этом фоне Ан-2 как-то не очень выглядит»,— полагает он. Цену $2,5 млн для российской разработки он считает запредельной: «Это много для самолета, который перевозит около десяти пассажиров».