БРИКС становится слишком многополярным
Саммит в Гоа выявляет проблемы альянса
На индийском курорте Гоа завтра откроется ежегодный саммит БРИКС, в котором примут участие лидеры России, Китая, Индии, Бразилии и ЮАР. Восьмой форум БРИКС, проходящий под председательством Индии, станет самым непростым в его истории. Несмотря на задачу создания "нового мирового порядка", БРИКС теряет роль противовеса западным институтам, превращаясь в объединение государств, интересы которых расходятся все дальше. Внутренние проблемы в Бразилии и Южной Африке, сближение Индии с Западом и противоречия между Пекином и Дели делают перспективы БРИКС все более туманными. Как стало известно "Ъ", до последнего момента даже не был представлен проект совместной декларации саммита.
"Дас кадам" в действии
Основную задачу БРИКС накануне поездки в Индию президент Владимир Путин сформулировал в интервью МИА "Россия сегодня" и агентству IANS. Назвав БРИКС "одним из ключевых элементов многополярного мира", господин Путин напомнил, что "участники "пятерки" подтверждают приверженность принципам международного права, содействуют укреплению роли ООН", а также "не приемлют политику силового давления и ущемления суверенитета других государств".
Открывающийся в субботу в Гоа в пятизвездном отеле Taj Exotica двухдневный саммит БРИКС пройдет под девизом "На пути ответственных, всеобъемлющих и коллективных решений" (Building Responsive, Inclusive, and Collective Solutions).
Сама формулировка темы форума, обыгрывающая аббревиатуру BRICS,— одно из организационных ноу-хау индийской стороны, к которой после прошлогоднего саммита БРИКС в Уфе перешло от России председательство в этой организации.
Еще одной наработкой страны-хозяйки, как пояснили "Ъ" в индийском посольстве в Москве, должно стать осуществление странами БРИКС программы "Дас кадам" (десяти инициатив), которую премьер Нарендра Моди впервые обнародовал в Уфе.
"Дас кадам" предусматривает проведение в Дели торговой ярмарки БРИКС (она завершится в день открытия саммита в Гоа), а также ряда мероприятий, призванных оживить контакты между органами финансового контроля стран БРИКС (об экономической повестке читайте на стр. 2), активизировать сотрудничество в области железнодорожного транспорта, сельского хозяйства, в сфере урбанизации и культуры. "Международные организации обычно развиваются в течение продолжительного времени, поскольку консенсус иногда приходится искать долго. Однако быстрое развитие БРИКС — это хорошее исключение, которое основывается на взаимопонимании и доверии",— заверил "Ъ" посол Индии в РФ Панкадж Саран.
А упала, Б пропала
Впрочем, несмотря на оптимистичные заявления официальных лиц, будущее объединения пяти ведущих экономик Евразии, Латинской Америки и Африки все более неопределенно. Больше всего вопросов связано с ролью Бразилии и ЮАР, где после прошлогоднего саммита БРИКС в Уфе произошли радикальные перемены. Импичмент президенту Дилме Руссефф, который многие расценили как госпереворот, продемонстрировал смену вех в бразильской политике. Если Дилма Руссефф и ее предшественник Луис Инасиу Лула да Силва принадлежали к левому лагерю и были готовы бороться с "диктатом США", то новый президент Мишел Темер, напротив, считает своей задачей тесное сотрудничество с западными институтами. Сама философия БРИКС, в основе которой лежит идея альтернативного глобального управления, становится для него чуждой.
ЮАР, которой управляет президент Джейкоб Зума, переживает экономический кризис на фоне хронической политической нестабильности. Страна находится не в той форме, чтобы принимать активное участие в реализации проектов этого объединения, в лучшем случае она может играть роль ведомого.
"Говорить о серьезной роли в БРИКС Бразилии и Южной Африки больше не имеет смысла. В связи с этим нельзя не признать: это объединение переживает серьезные проблемы",— пояснил "Ъ" профессор РУДН Юрий Тавровский. По мнению эксперта, наряду с Россией в сохранении БРИКС в наибольшей степени заинтересован Китай. Для Москвы и Пекина этот альянс становится инструментом реализации масштабных интеграционных проектов на евразийском пространстве.
Индийский хозяин в роли гостя?
Выпадение Бразилии и ЮАР не единственная и не главная причина нынешних трудностей БРИКС, все меньше похожей на "пятерку". "БРИКС фактически становится двухколесной — едет вперед благодаря Москве и Пекину, в то время как Дели все больше заигрывает с Западом",— сетует в беседе с "Ъ" китайский дипломатический источник. Подтверждением того, что в Дели начинают задаваться вопросом о соответствии БРИКС изначально заявленным целям, могут служить сенсационные признания бывшего посла Индии в России Канвала Сибала, также занимавшего должность заместителя главы МИДа.
В статье "Сокращающаяся польза от встреч БРИКС", опубликованной в британской газете Daily Mail, дипломат высказывает мнение, что сформировавшееся у нынешнего руководства Индии "общее с США стратегическое видение ситуации в регионе несовместимо с повесткой БРИКС". Как следует из статьи, "в БРИКС Россия уступила лидерство Китаю как более сильному экономическому игроку, в связи с чем баланс сил сместился не в пользу Индии". "Это объединение не может продвигать наши жизненные интересы",— резюмирует Канвал Сибал.
Опрошенные "Ъ" эксперты подтверждают все более очевидное соперничество Индии и Китая — двух стран, изначально составлявших ядро объединения. Напомним, что на первом этапе БРИКС существовала в виде РИК — объединения России, Индии и Китая. "Главные противоречия связаны не с ситуацией в Бразилии или ЮАР и даже не с той атмосферой, которая возникла вокруг России в контексте украинского и сирийского кризисов. Наиболее серьезные трения возникают между Китаем и Индией",— пояснил "Ъ" научный сотрудник Московского центра Карнеги Петр Топычканов.
По словам эксперта, разногласия Пекина и Дели касаются видения будущего БРИКС и ее роли в глобальной политике и экономике. "В Китае БРИКС рассматривают как перспективный проект, призванный обеспечить более справедливый мировой порядок, создать альтернативу существующим институтам с западным доминированием. В свою очередь, в Дели окончательно не определились с тем, нужно ли это объединение индийцам и какую роль оно призвано играть",— говорит господин Топычканов.
Собеседники "Ъ" также считают, что, формируя свою позицию по БРИКС, индийцы вынуждены учитывать точку зрения США, которые стали самым крупным поставщиком вооружений и военной техники и одним из наиболее важных торгово-экономических партнеров Дели.
Мысль о том, что на индийскую политику накладывает все больший отпечаток напряженная ситуация в треугольнике Вашингтон--Дели--Пекин, развивает базирующийся в Гонконге обозреватель Брайан Ен. "Индия не воспринимает опасения Китая по поводу активности ВМС США у ее берегов. В свою очередь, Китай продолжает оказывать поддержку Пакистану как своему союзнику, это происходит в ситуации, когда конфликт между Индией и Пакистаном обостряется. В этой ситуации возникает вопрос, смогут ли Дели и Пекин взаимодействовать в полной мере в ходе предстоящего форума БРИКС",— заявил "Ъ" Брайан Ен.
По словам директора Российского совета по международным делам Андрея Кортунова, "при оценке роли и места БРИКС в современном мире сталкиваются два подхода". "Один из них, которому следуют Россия и отчасти Китай, состоит в том, что БРИКС должна стать альтернативой западному миропорядку. Другой подход, который исповедуют Индия, Бразилия и Южная Африка, исходит из понимания БРИКС, скорее, как тактического союза, членство в котором можно использовать для торга с Западом и решения собственных внутренних задач",— говорит он. Эксперт уверен, что "по мере развития БРИКС противоречия между этими двумя подходами будут становиться все более очевидными".
"Необходимо избавиться от иллюзий по поводу того, что БРИКС — это такая машина, которая идет вперед, подминая под себя западные институты,— отмечает Андрей Кортунов.— Конечно, БРИКС не развалится и даже может расширить свои ряды, но ее глобальный замах на создание альтернативы западному миропорядку сойдет на нет. Перед саммитом в Гоа это становится еще более очевидным, чем два-три года назад".