Техника на грани духовности
Церковь осваивает новые методы в работе с молодежью
В четверг в Москве прошел второй Православный студенческий форум, который обозначил новый тренд в работе Русской православной церкви с молодежью. Московский патриархат перешел на язык, понятный молодежной аудитории: духовные скрепы преподносятся как часть научного прогресса, традиционные ценности соседствуют с химическими опытами, а проповедь отныне допускается вести и с помощью хип-хопа. Патриарх Кирилл, посетивший фестиваль, познакомился с роботом, одобрил исследования в области искусственного интеллекта и провел импровизированную прямую линию, во время которой четко сформулировал национальную идею — воспитать в следующем поколении готовность к подвигу.
Православный форум, как и год назад, проходил в одном из павильонов ВДНХ, но организован был с куда большим размахом. В бесконечной очереди к входу стояли сотни юношей и девушек — в основном студенты первых курсов, которые смеялись, флиртовали, громко слушали музыку с мобильников и периодически отбегали перекурить. В этой веселой толпе воцерковленные посетители оказались в явном меньшинстве и в замешательстве старались держаться поближе друг к другу. «Скажите, а вы уже видели патриарха вживую?» — спросил тихий юноша у мужчины с длинной раздвоенной бородой. «Приходилось,— важно кивнул собеседник.— И это, конечно, совсем не как по телевизору. Телевизор не передает всей энергетики этого человека».
Внутри мероприятие выглядело на удивление современно и даже инновационно — в том смысле, который обычно вкладывают в этот термин российские чиновники: везде световые панели, 3D-принтеры и катающийся между ними назойливый робот с логотипом «Сколково». Но и это оказалось огромным шагом вперед по сравнению с традиционным форматом таких мероприятий: никаких кокошников, балалаек и казаков в павильоне не наблюдалось. И если на прошлогоднем форуме молодежь в основном жалась вдоль стенок, недоуменно разглядывая православных байкеров и бородачей в камуфляже, то теперь студентов реально удалось заинтересовать. В популярном фильме «Догма» Ватикан, пытаясь привлечь молодежную аудиторию, запускал кампанию под девизом «Католичество — это круто». Патриарх Кирилл, явно уловив моду на популяризацию научных знаний, интернет-курсы и прочую робототехнику, попробовал задать тренд «Православие — это прогресс».
Как на любой образовательной выставке вроде EdCrunch или «Geek-пикник», в павильоне весь день шли публичные лекции. При этом организаторы не стали замыкаться на идеологически близких гостях и темах. Конечно, с одной стороны, депутат Петр Толстой и бизнесмен Игорь Ашманов красочно рассказывали об информационных войнах, которые якобы ведутся против России, но при этом на форуме выступали художник Павел Пепперштейн, журналист Филипп Дзядко и биолог Михаил Гельфанд — один из создателей проекта «Диссернет». Ученый решил просветить аудиторию и прочитал лекцию об эволюции и генетике, упомянув, что человек не был создан Богом, а произошел от общего с шимпанзе предка. За это ему пришлось отвечать на вопросы о том, кто же тогда запрограммировал эволюцию («На вопрос нельзя ответить в рамках научного дискурса, так как невозможно придумать эксперимент, подтверждающий или опровергающий существование высшего разума»), можно ли есть ГМО-продукты («Нет ни одной научной работы доказывающей их вред для организма») и правда ли, что от межрасовых браков рождаются дети с отклонениями («Мне кажется, вам это сказал не очень хороший человек»). В конце лекции Михаил Гельфанд посетовал, что в старших классах на биологию отведен всего час в неделю, а потом заявил, что «считает своим гражданским долгом» продемонстрировать присутствующим статистику — школ в России строится все меньше, а церквей все больше.
Российские вузы демонстрировали свои научные достижения с поправкой на тематику мероприятия. На стенде МГТУ имени Баумана работал массивный станок-гравер, который лазером выжигал на доске изображение церковных куполов. Московский государственный строительный институт подготовил презентации — «Обеспечение микроклимата культовых сооружений» и таинственную «Проектирование земляных сооружений на примере Святой Богородичной Канавки в селе Дивеево». Рядом на стенде лежала пачка вузовских брошюрок «Святитель Филипп — патриот и строитель православной России».
Первый Медицинский университет имени Сеченова демонстрировал научную работу «Оценка стоматологического статуса представителей духовенства России». Авторы этого исследования проверили состояние зубов у 111 человек, постоянно проживающих в Свято-Яковлевском Димитриевом мужском монастыре. Выводы были такими же неприятными, как и фотографии на стенде: «Уровень гигиены полости рта неудовлетворительный, 100% нуждаются в стоматологическом лечении». МАРХИ подготовил типовой архитектурный проект «Православный храм на 900 человек с приходским комплексом». В отсеке РГСУ гостей встречали две монахини в черных одеяниях, на которые были накинуты голубые шарфики с символикой университета,— оказалось, что в вузе работает Центр православной журналистики. И даже Высшая школа экономики поставила у себя на стенде пластиковую модель храма, распечатанную на 3D-принтере.
Чуть ли не единственным вузом, который не нашел у себя в запасе православных проектов, оказался МИСиС. «Что вам продемонстрировать — установку для ликвидации нефтяных загрязнений, суперлегкий металл для авиации или материал с памятью формы?» — спросила волнующаяся девушка. Я выбрал нефть, и она разволновалась еще больше: «Мы сегодня эту модель еще не включали, так что это только тестирование будет. Даст бог, не опозоримся перед патриархом». Не опозорились.
Культурная программа тоже оказалась необычной. Еще несколько лет назад священники всерьез обсуждали, является ли рок-музыка орудием дьявола, а теперь на официальном мероприятии патриархии из колонок звучал модный хип-хоп от проекта Nastoyatel. На экранах периодически показывали и самого настоятеля: чебоксарский священник Максим Курленко — то в рясе на фоне колоколов, то в спортивной куртке возле расписанной граффити стены — мрачно зачитывал речитатив: «Когда-нибудь подойдет к концу путь, и придется, придется за все отвечать». Молодежь с интересом слушала, старшее поколение вздыхало и украдкой крестилось.
Патриарх Кирилл быстро осмотрел выставку, сопровождаемый охранниками из движения «Сорок сороков». Гвоздем программы была его встреча с роботом Федором, созданным для работы в космосе (строго говоря, это не полноценный андроид, а манипулятор, управляемый оператором).
Патриарх, мягко улыбаясь, смотрел на серебристого робота. Робот не отрываясь глядел прямо в глаза патриарху; казалось, что они изучают друг друга. Затянувшуюся паузу прервал робот — он неожиданно воздел руки вверх, к небесам, а затем протянул главе церкви раскрытую металлическую ладонь. Патриарх, не ожидавший такого, машинально потянулся ответить, но вовремя спохватился и опустил ладони на посох.
Позже глава РПЦ общался со студентами. Это оказалась настоящая прямая линия с вопросами из зала и видеовключением из регионов — в том числе Крыма. Патриарх одобрил исследования в области искусственного интеллекта и робототехники, заявив, что жажду научных открытий в человека вложил Творец. При этом он призывал не забывать о главных ценностях — например, о создании традиционной семьи.
Владыка Кирилл попросил людей своего поколения серьезнее относиться к молодежи, напомнив о возрасте Христа и апостолов. «Мы редко задумываемся, что самому Спасителю было 30 лет, по нашим критериям это молодежный возраст,— сказал глава РПЦ.— И вдруг этот молодой человек бросает вызов интеллектуальной и политической элите, начинает учить ее. Эти молодые люди изменили весь мир». Рассказывая, какой он видит российскую молодежь, патриарх сослался на Иисуса Христа: «Спаситель называл апостолов солью земли. Что такое соль? Это химическое вещество, небольшое количество которого определяет вкус всего продукта либо предохраняет его от разложения. Соли не должно быть много, но это то меньшинство, без которого все погибает». В своей речи он сформулировал версию национальной идеи для россиян — стремиться к подвигу: «Если пассионарность теряется, то у нации сокращается потенциал выживания. А если движение к подвигу станет молодежной идеей, то следующее поколение будет совсем другим».