«Воздушный кодекс РФ был написан авиакомпаниями»

Россиянам помогут добиться справедливости после неудачного перелета

У россиян появился новый способ получить компенсацию с авиакомпаний. С сегодняшнего дня в интернете заработал сервис помощи пассажирам в получении выплат за задержку или отмену рейсов. Сайт Compensair предлагает пользователям заполнить заявку, а все разбирательства с перевозчиком, в том числе судебные, берет на себя. Комиссия за услугу составляет 25% от суммы компенсации. Средний размер выплат, как уверяют разработчики, — €450. Есть ли шанс получить деньги от авиакомпаний? Рассчитывать на подобный сервис можно только в случаях с европейскими перевозчиками. Так считает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

«Воздушный кодекс Российской Федерации, к сожалению, писался авиакомпаниями. Задержка рейса в аэропорту оценивается Российской Федерацией в 25 руб. в час. Норма действует уже многие годы, это 0,25 от МРОТа для штрафа. Судятся единицы. Как правило, это касается сюжетов, когда просто люди полностью теряют деньги за билеты. Мы неоднократно говорили о том, что нормы законодательства не соответствуют мировым стандартам, но всегда получали негативную оценку Минтранса, который считает, что повышать издержки авиакомпаний не нужно», — пояснил «Коммерсантъ FM» Янин.

Действующее законодательство позволяет пассажирам требовать компенсацию с перевозчика, уверен ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта Высшей школы экономики Федор Борисов. Другое дело, что возлагать всю вину на авиакомпанию во многих случаях неправомерно, полагает эксперт.

«Ответственность авиакомпаний должна наступать только в том случае, если имеет место вина компании. Есть внешние факторы, за которые компания не несет ответственности, так что это очень большой вопрос, можно ли на компании накладывать какие-то финансовые обязательства за те факторы, которыми она не управляет. В моем представлении, нельзя. Авиакомпания не может отвечать за погоду, например, и лететь, нарушая правила безопасности полетов. В рамках действующего гражданского законодательства вы можете подать на авиакомпанию в суд, попытаться получить с нее компенсацию упущенной выгоды и морального вреда. Это ваше право, вам никто не может это запретить», — подчеркнул Борисов.

Иногда россиянам приходится часами ждать вылетов, при этом без какой-либо компенсации или извинений со стороны авиакомпаний. Радиостанция «Коммерсантъ FM» собрала мнения пассажиров.

Пользователь Алина рассказывает о полете рейсом авиакомпании «ВИМ-авиа» Москва — Симферополь: «Время вылета было в 23 часа. Сначала перенесли на 1:10, потом на 2:40, потом на 3:40. И так было бы до бесконечности, пока весь состав пассажиров не ринулся к представителям компании. Кое-как выбили талончики на еду в размере 400 руб., но ни в одном кафе о талонах не знают и предоставить питание не могут. Пока пассажиры бегали по кафе, нам объявили об отправке рейса в 5:20».

Пассажирка Елена делится впечатлениями от ожидания рейса авиакомпании «Победа» Екатеринбург — Санкт-Петербург: «Туда задержали рейс на восемь часов. Когда увидела, что последний самолет в 12, и непонятно, полетит или нет, взяла почти последний билет другой авиакомпании. Снялась с рейса, забрала уже сданный багаж и пыталась сделать возврат прямо в аэропорту, но отфутболили в офис компании. Сказали, что все на сайте. Теперь только через претензию и суд деньги за билет возвращать. Купила за 8 тыс., в результате потратила еще 11. И непонятно, когда и сколько я смогу вернуть».

Клиент авиакомпании «Уральские авиалинии» Варвара жалуется на полет по маршруту Москва — Сочи: «Нам вообще отвратительно не повезло. Задержка на 11 часов. Самолет должен был вылететь в 12, а СМС о задержке пришли в 13:30. Это мрак, даже комментариев нет. Спасибо за сорванный первый день свадебного путешествия и за невыход на работу из-за рейса. И так мы это не оставим».

Согласно Регламенту Евросоюза, пассажир имеет право на компенсацию за задержку рейса на три часа и более, его отмену, а также отказ в посадке из-за отсутствия свободных мест — так называемого овербукинга, когда билетов продано больше, чем кресел в самолете. Размер выплаты колеблется от €250 до 600. Это зависит от дальности полета и длительности задержки.

Григорий Колганов

Вся лента