Пробки опаснее, чем гонки
Московские и подмосковные водители чаще врезаются во время заторов
В Москве и Московской области риск попасть в аварию у стоящих в пробке водителей выше, чем у тех, кто допускает незначительные превышения скорости. Такой вывод следует из исследования компании Meta System. Эксперты говорят, что связано это с тем, что в пробках водители часто используют смартфоны для просмотра соцсетей, отвлекаясь от происходящего на дороге, а скоростная езда внимание, наоборот, усиливает.
Компания Meta System (поставщик телематических сервисов для ряда крупных страховых компаний) исследовала поведение московских и подмосковных водителей, используя данные, полученные с 30 тыс. бортовых устройств, установленных в автомобилях (данные есть в распоряжении “Ъ”). Речь идет о клиентах, которые получают скидку на каско за аккуратную езду, позволяя страховщикам следить за передвижением авто с помощью спутников и датчиков ускорений. В результате было выявлено несколько интересных закономерностей.
Основной вывод заключается в том, что в Москве и Подмосковье наибольшему риску попасть в аварию подвергаются те, кто стоит в пробках. Как пояснил “Ъ” замгендиректора по страховой телематике Meta System Тимур Кузеев, из всех автомобилей, участвовавших в исследовании, треть проводили в пробках значительную часть времени (более 65% времени пробега). У этой категории автовладельцев риск попасть в аварию составляет 45%. «Режим эксплуатации в пробках на малой скорости увеличивает аварийность в абсолютных значениях и частоту возникновения ДТП,— пояснил “Ъ” господин Кузеев.— Скорее всего, это связано с фактором невнимательности, например отвлечения на гаджет». При этом он отметил, что происходящие по этой причине аварии, как правило, приводят к небольшим повреждениям, ущерб по ним не превышает 45 тыс. руб.
Напомним, что о проблеме использования гаджетов за рулем власти говорят уже давно. Сегодня согласно КоАП РФ действует штраф 1,5 тыс. руб. за разговор по телефону без использования hands-free, но эта статья уже давно устарела: проблема не в самих разговорах, а в том, что многие водители набирают за рулем СМС и сидят в соцсетях. Зафиксировать этот момент и доказать вину водителя инспектору ГИБДД тяжело, о чем неоднократно говорили в Госавтоинспекции. Ранее депутат Госдумы Вячеслав Лысаков предлагал принять законопроект, вводящий штраф 3 тыс. руб. за «любые манипуляции» с использованием смартфонов, а также внести соответствующие изменения в ПДД, однако этого пока не сделано.
А вот незначительные превышения скорости (до 20 км/ч), следует из исследования Meta System, наоборот приводят к снижению аварийности. «Это объясняется тем, что при движении на свободной дороге водитель более внимателен и не отвлекается, например, на телефон»,— говорит господин Кузеев. Еще один фактор, снижающий риск аварий,— это эксплуатация машин вне часов пик (речь идет 15% всех автомобилей, участвовавших в исследовании). По данной категории транспортных средств, следует из исследования Meta System, частота аварий составила около 2,5%. «Но следует отметить, что размер среднего убытка по данной категории ДТП наиболее высок, так как автомобили эксплуатируются на свободной дороге и максимально разрешенной скорости»,— поясняет Тимур Кузеев. Интересно, что ранее похожие результаты представила госкомпания «Автодор»: в 2014 на некоторых участках платных дорог скоростной лимит был увеличен до 130 км/ч, что привело не к росту, а к снижению аварийности.
Участники рынка телематических услуг результаты исследования восприняли скептически. «Если обратиться к крупнейшему мировому игроку на рынке страховой телематики — Octo Telematics, то их скоринговая модель достоверно знает взаимосвязь между фактом ДТП и выдаваемым баллом качества вождения,— говорит эксперт по страховой телематике, директор по развитию компании “Группа Т-1” Игорь Хереш.— Накопленные сотни тысяч аварий и десятки миллионов клиентов за 14 лет позволяют очень точно рассчитать балл водителя, то есть спрогнозировать его шанс попасть в ДТП. Пока в России не будет подобных больших данных с корреляцией “стиль вождения — ДТП”, говорить о какой-либо связи уменьшения риска аварийности за счет увеличения/уменьшения времени нахождения в пробках не приходится».