«Иван Грозный, можно сказать, еще и относительный либерал»

Реплика Дмитрия Дризе

В Орле в пятницу открыт памятник Ивану Грозному. Министр культуры Владимир Мединский, комментируя данное событие, дал понять, что европейские монархи были намного жестче, чем знаменитый русский царь. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает данное событие экспериментальным патриотическим проектом.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Инициатор установки памятника, губернатор Орловской области, заявил, что главная заслуга Ивана Грозного — это укрепление русского государства. Глава администрации Орловщины, бывший военный, 44-летний член КПРФ Вадим Потомский запомнился собственной трактовкой исторических событий. В свое время он, в частности, поведал гражданам, что Иван Грозный не убивал своего сына — последний просто заболел по дороге из Москвы в Санкт-Петербург. Позже глава области пояснил, что оговорился — он же не мог не знать, что северная столица была построена много позже времен Ивана Васильевича Грозного.

По поводу установки монумента развернулась большая дискуссия. Торжество несколько раз переносили. В городе и области нашлось немало противников увековечивания памяти Ивана IV. Как известно, помимо объедения Руси и взятия Казани Иван Грозный запомнился массовыми казнями неугодных. Но, тем не менее, сами власти Орловской области и большинство жителей все-таки решили, что заслуги Ивана Васильевича важнее, и памятник установили.

Министр культуры Владимир Мединский подвел под это событие идеологическую базу в соответствии уже с нынешним историческим периодом. Он объяснил, что западные лидеры того времени были еще более жестокими. Иван Грозный, можно сказать, еще и относительный либерал. Понятно, что время непростое и сейчас. Вот заграница пытается опять ограничить нашу государственность — время обратится к истории, к корням и заодно к жесткой руке. Слабые правители не удержат ситуацию в сложный период.

В Москве, как известно, те же коммунисты пытались вернуть памятник Дзержинскому, но в столице отстояли. Видимо, наверху решили, что слишком уж одиозных и неоднозначных персонажей для начала лучше обкатать по регионам — дать свободу творчества местным руководителям. Вот, например, то здесь, то там появляются бюсты Сталина. Надо сказать, что не всем это нравится. В целом, наверное, плохо, что историю подгоняют под конкретный современный политический вектор. Например, прозападный Петр I сейчас явно не мейнстриме.

Вся лента