«История человечества с библейских времен смазана кровью»
«Pro и Contra»: В Орле открыли памятник Ивану Грозному
«Он был не так уж и жесток». Владимир Мединский прокомментировал открытие первого в России памятника Ивану Грозному. По словам министра культуры, европейские современники царя были намного более суровы. Монумент открыли 14 октября в Орле рядом с Богоявленским собором. До этого в городе прошла серия протестов — местные жители пытались не допустить появления скульптуры. Депутат Госдумы, член комитета по образованию и науке Николай Земцов и писатель, доктор исторических наук Мариэтта Чудакова обсудили тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Петром Косенко в рамках программы «Pro и Contra».
Мариэтта Чудакова: «Со всех точек зрения это никудышное решение, потому что Грозный не основывал город Орел. Город Орел основали бояре. Земли Орловщины в свое время были разделены самим Иваном Грозным, как и другие земли опричные и земские, и в земских землях бояре распоряжались. Это я прочитала у наших серьезнейших историков, там все ясно, абсолютно прозрачно и давно доказано. Он знать не знал, что они учудили Орловскую крепость. Просто тогда была принята такая формула по воле царя. Это так как у нас в советское время — люди старших поколений прекрасно помнят — шли навстречу пожеланиям трудящихся. Сами трудящиеся об этом не подозревали, но такая была формула. Так же было "по указу царя", но он об этом не знал, узнал только через несколько лет».
«Средневековье было тяжелым временем в Европе и у нас, это ясно. Но есть факты, против которых невозможно спорить, потому что то, что творил Иван Грозный, не творил никто в Европе в те годы. Тех, кого он хотел убить, он на улицах варил в кипятке на глазах у людей, насаживал на вертел и жарил. Господа, я перечитала всех авторов, нашего замечательного автора Степана Веселовского, который в 1952 году умер, так и не сумев представить, опубликовать свою работу об опричнине, Александр Александрович Зимин — у нас полно прекрасных авторов, которые все это давно описали и разобрали».
Николай Земцов: «Во-первых, некорректно сравнивать государя Иоанна Васильевича Грозного с Маннергеймом. Потому что, в отличие от генерала Маннергейма, государь родине своей не изменял и на стороне врагов не воевал против своего отечества, это во-первых. Во-вторых, меня умиляет такое апеллирование к каким-то историческим данным, которые начинают перечислять в эфире. Здесь краевед-историк Орловской земли утверждает обратное — есть и археологические, и прочие подтверждения, что царь Иоанн Васильевич был в Орле и основал этот город. В-третьих, я понимаю, что все происходит случайно, и это какая-то непонятная последовательность: Грозный, не понимая, зачем, присоединил Сибирь — видимо, в каком-то сонном бреду, освободил Казань, присоединил Астраханское царство, Ногайскую Орду. Он вообще не понимал, что делает, он был, как говорят многие наши коллеги, бесноватым».
«Вообще личность царя Иоанна Васильевича Грозного, как и всех великих исторических государственных деятелей России, вызывает какую-то необъяснимую злобу со стороны некоторой части нашего общества. Если идти этим путем, то постоянно муссируется тема крови. У нас напротив московской Тверской, 13 в свое время стоял памятник Скобелеву — великому Белому генералу, который посылал батальоны курян, штурмуя зеленые холмы в Болгарии, освобождая эту страну с призывом: "Идите и умрите!" И они шли с песней и умирали, потому что смерть их была славна. Вообще история человечества от библейских времен смазана кровью, и все события человеческой истории сопровождаются жертвами, это безусловно. И в этой связи все наши государственные деятели, все великие государственные деятели, которые составили славу России, проходили через какие-то серьезные испытания».