Лозанние по канату
Начинающиеся переговоры не вызывают оптимизма ни у кого из участников конфликта в Сирии
Сегодня на встрече в Лозанне глава МИД РФ Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри, а также их коллеги из Саудовской Аравии, Турции и, предположительно, Катара попытаются найти выход из тупика в сирийских мирных переговорах. Господин Лавров, впрочем, вчера оговорился, что "каких-то особых ожиданий" не испытывает. Такие же настроения у опрошенных "Ъ" сирийских оппозиционеров и российских экспертов: слишком очевидна разница во взглядах Москвы и стран Запада. Осознают это и в Вашингтоне, где, несмотря на предупреждения со стороны Минобороны РФ, на высшем уровне продолжается обсуждение возможности прямого военного вмешательства в сирийскую войну.
"Мы предложим конкретные шаги, необходимые для того, чтобы выполнялись российско-американские договоренности,— заявил вчера Сергей Лавров.— Надеюсь, что жизнь заставит их (других участников встречи в Лозанне.— "Ъ") посмотреть на факты". Министр, впрочем, добавил, что предложения Москвы будут направлены на утверждение уже заключенных ранее соглашений. В первую очередь речь идет о пакете мер, согласованном с госсекретарем Джоном Керри 10 сентября. Напомним, после состоявшихся тогда в Женеве переговоров в Сирии начал действовать режим прекращения боевых действий, однако перемирие просуществовало всего неделю.
В Лозанну помимо РФ и США были приглашены и региональные державы. При этом Турция подготовила свой план. Идеи Анкары, впрочем, оригинальными назвать нельзя. Как сообщила турецкая газета "Ашкам", глава МИДа Мевлют Чавушоглу собирается предложить план из шести пунктов. В него вошли прекращение блокады Алеппо, начало поставок туда гуманитарной помощи, возобновление политического процесса под эгидой ООН, борьба с "Исламским государством" и открытие полевых госпиталей.
"Я не думаю, что стоит ждать прорыва",— заявил вчера представитель Госдепартамента США Марк Тонер. Так же настроены и сами сирийцы. Бывший вице-премьер страны и лидер оппозиционной Партии народной воли Кадри Джамиль сообщил "Ъ", что главный результат переговоров — то, что они вообще состоятся. "Несмотря на обмен серьезными угрозами, Россия и США продолжают собирать эти заседания,— отметил господин Джамиль.— Это означает, что дипломатия не умерла и обе стороны рассматривают политический выход из ситуации как желательный". Бывший лидер Сирийской национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (поддерживаемая США и арабскими странами группировка оппозиции) Хади аль-Бахра настроен более пессимистично. "Решить конфликт в Сирии США и России не дают существующие между ними противоречия в других регионах, и в особенности на Украине",— пояснил он "Ъ".
Заложниками ситуации оказались 250 тыс. человек, до сих пор живущие в осажденном правительственными войсками восточном секторе Алеппо.
Ситуация там, по словам "Врачей без границ", ухудшается с каждым днем. "По данным управления здравоохранения города, со времени возобновления ударов 23 сентября увечья получают в среднем 17 детей ежедневно",— заявила вчера пресс-служба организации. На сегодняшний день общее число погибших с 23 сентября детей достигло 114, 350 получили ранения. Всего же, по данным ООН на 6 октября, за две недели в восточном секторе Алеппо 374 человека были убиты и 1266 получили ранения.
Западная коалиция обвиняет в происходящем официальный Дамаск и Москву, те винят поддерживаемые Западом и арабскими монархиями оппозиционные группировки, называя их террористическими и обвиняя в связях с "Джабхат ан-Нусрой" (организация запрещена в РФ). "Политики настроены на то, чтобы завершить гражданскую войну. Но нужно учитывать, что недавно произошел полный коллапс многомесячных дипломатических усилий России и США по созданию режима перемирия. В этих условиях просто разговаривать бесполезно",— заявил "Ъ" президент Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов. По его словам, ситуация зашла в тупик и до появления новых обстоятельств вряд ли из него выйдет.
Скептически настроены и российские военные. По словам источника "Ъ" в органах военного управления, попытки вернуться к перемирию без выполнения США обещаний по размежеванию "умеренной оппозиции" от радикальных исламистов обречены на провал: "Ситуация во время подобных "перемирий" только накалялась, поскольку боевики успевали перегруппироваться и пополнять арсеналы".
Одним из "новых обстоятельств" могло бы стать прямое военное вмешательство США. Вчера агентство Reuters сообщило: администрация Барака Обамы прорабатывает этот вариант, "чтобы не утерять инициативу полностью". Рассматриваются "авиаудары по военным базам, складам боеприпасов, радиолокационным станциям и комплексам ПВО". Реагируя ранее на эту информацию, Минобороны РФ призвало своих вашингтонских коллег "тщательно просчитать возможные последствия" и напомнило, что неделю назад дополнительно усилило российскую группировку в Сирии противовоздушными комплексами С-300В4.
Впрочем, опрошенные "Ъ" эксперты склонны считать, что прямого вмешательства США не будет. "Администрация Барака Обамы проявила себе крайне непоследовательной в большинстве вопросов ближневосточного урегулирования, и вряд ли в последние три месяца она решится на такой шаг",— полагает Федор Лукьянов. Так же считают собеседники "Ъ" среди сирийских оппозиционеров. Наиболее вероятным сценарием выступает передача поддерживаемой Западом оппозиции оружия, чтобы задачу создания "бесполетной зоны" над Алеппо они выполнили своими силами. То, что такой вариант сейчас рассматривается, "Ъ" подтвердили в одном из западных посольств.
По мнению директора Евразийского коммуникационного центра Алексея Пилько, который только что вернулся из Сирии, развитие кризиса в стране будет болезненным, но в итоге приведет к разрядке и новому мировому порядку. "То же самое мы наблюдали по результатам Карибского кризиса, когда две страны стояли на грани ядерной войны, но, увидев открывающиеся перспективы, отошли от края,— заявил эксперт "Ъ".— США и Россия поставили на кон в этом противостоянии свою репутацию, и поэтому будут повышать ставки до последнего. Вашингтон слишком долго провозглашал, что (президент Сирии.— "Ъ") Башар Асад должен уйти. А Россия слишком много средств вложила в то, чтобы этого не случилось". Однако в какой-то момент, по мнению Алексея Пилько, стороны придут к тому, что необходимо пойти на уступки и выйти из опасной ситуации с минимальными потерями.