Доверие пошло в рост

Инвестиции

Объем рынка доверительного управления (ДУ) за первое полугодие 2016 года составил 5,3 трлн рублей, при этом объем средств в управлении растет с примерно постоянным темпом уже четыре квартала подряд, начиная с третьего квартала 2015 года, говорят эксперты. По мнению аналитиков, существенную поддержку этому рынку оказали деофшоризация и рост доли розничных инвесторов фактически во всех сегментах рынка, кроме гособлигаций.

Проблемой развития рынка доверительного управления является как раз кризис доверия населения к финансовым институтам

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Ульяна Терещенко

По оценкам RAEX ("Эксперт РА"), по итогам 2016 года рынок ДУ и коллективных инвестиций составит 5,4 трлн рублей. Эта цифра без учета большей части ЗПИФов для квалифицированных инвесторов, информацию по которым УК не раскрывают. Прирост рынка в 2016 году составит в абсолютных цифрах 500-600 млрд рублей. Почти половину этого роста обеспечила переходная кампания 2015 года, давшая в первом полугодии приток средств пенсионных накоплений НПФ в 260 млрд рублей. Еще около 100 млрд даст военная ипотека, активы которой распределены среди ограниченного круга управляющих компаний, прошедших конкурс.

Александра Таранникова, директор по корпоративным рейтингам агентства RAEX ("Эксперт РА"), говорит, что стабилизация ситуации на фондовом и валютных рынках создала благоприятные условия для бизнеса ДУ в 2016 году. "Знаковым стало оживление розничного сегмента на фоне снижения ставок по банковским депозитам, а также тренда на деофшоризацию. В таких условиях можно ожидать прирост по итогам года по 15-20 млрд рублей в резервах страховых компаний, ИДУ физических лиц и корпоративных клиентов. Сегмент ОПИФов при условии отсутствия существенных потрясений на российском финансовом рынке в четвертом квартале также покажет прирост около 15 млрд рублей. В этом сегменте наиболее востребованными становятся фонды облигаций, которые при сравнимой надежности позволяют получить более высокий фиксированный доход по сравнению с депозитами", — говорит госпожа Таранникова.

Доля фондов облигаций, по оценкам "Эксперт РА", может составить половину всего сегмента ОПИФов к концу 2016 года. Наибольшее преимущество сейчас получают УК, входящие в одну финансовую группу с банком. Банки на фоне снижения процентной выручки активно увеличивают комиссионные доходы, в том числе за счет продажи продуктов ДУ. На более длинном горизонте рост рынка ДУ ограничивают отмена обязательного пенсионного страхования, снижение реальных доходов населения, слабые налоговые стимулы к инвестированию и деловой климат.

Елизар Бубнов, начальник отдела доверительного управления компании "КИТ Финанс Брокер", говорит, что объем средств в управлении растет с примерно постоянным темпом уже четыре квартала подряд, начиная с третьего квартала 2015 года. "Если считать, что рынок продолжит расти со средним за эти четыре квартала темпом в 4,8%, то можно спрогнозировать, что к концу года объем средств в ДУ достигнет 5,8 трлн рублей, а в оптимистичном сценарии — впервые превысит отметку в 6 трлн рублей. Однако дальнейшие перспективы роста туманны в свете продления заморозки накопительной части пенсий: в течение 2016 года поступают последние пенсионные накопления, а это традиционно крупнейший сегмент, доля которого в общем объеме средств по итогам 2015 года составляла 36%", — высказывается он.

Тлетворное дыхание кризиса

Что касается влияния кризиса, то, по словам господина Бубнова, он в целом слабо повлиял на развитие рынка ДУ — темпы прироста активов в управлении в 2014 году составляли менее 1% три квартала подряд, но уже во втором квартале 2015 года спрос на услуги управляющих восстановился, когда объем средств в управлении показал рекордный рост в 17,9% по сравнению с предыдущим кварталом. "При этом удельная выручка управляющих компаний в 2014 году сохранилась на уровне докризисного 2013 года и составила 5,4 тыс. рублей на 1 млн рублей в управлении, а в сегменте розничного ДУ удельная выручка и вовсе показала рост на 41%, до 6,9 тыс. рублей. По итогам 2015 года объем рынка ДУ вырос на рекордные 26%, и, хотя основную массу средств принесли "размороженные" пенсионные средства, поступившие в течение года, нельзя не отметить значительный рост в секторе розничного ДУ на 180 млрд рублей. Такой рост розничного сектора обусловлен высокими доходностями, которые демонстрировали УК на возросших ставках инструментов fixed income и рынке акций, стремительно росшем в первом полугодии", — констатирует господин Бубнов.

Константин Кирпичев, начальник управления продаж и маркетинга УК "Райффайзен Капитал", считает, что скорее, наоборот, кризис подтолкнул спрос инвесторов на инвестиции, потому что депозиты перестали отвечать всем потребностям клиентов — и прежде всего по доходности.

Даниил Егоров, руководитель управления торговых стратегий Dukascopy Bank SA, полагает, что кризисное время, как правило, характеризуется сниженным аппетитом к риску и высокой волатильностью большинства финансовых инструментов. "Все это накладывает определенные особенности на поведение компаний, занимающихся доверительным управлением: они больше инвестируют в продажи, меньше рискуют собственными деньгами и стараются составлять инвестиционные контракты так, чтобы максимально снизить свою комиссию за операции. При этом доля частных вложений в крупных инвестициях этих компаний возрастает. С одной стороны, модель развития таких компаний становится более рискованной — фиксирование убытков для них становится очень тяжелым ударом. С другой же стороны, они становятся более порядочными по отношению к клиентам — повышение рисков всегда четко обговаривается и случаи "заигравшихся трейдеров" происходят все реже", — высказывается он.

Зелимхан Мунаев, управляющий директор инвесткомпании QBF, указывает на то, что важно учитывать и то, что кризис — это не стихийное бедствие, а вполне закономерное явление, которое имеет и свои позитивные стороны. "Так, во время экономического спада с арены уходят неэффективные компании, а реально работающие выходят в топ. Снижение активности клиентов и влияние негативных внешних факторов могут быть своего рода толчком к тому, чтобы оптимизировать издержки производства, придумать новые продукты, научиться более оперативно реагировать, с одной стороны, на макроэкономические события, а с другой — на настроение и потребности клиентов. Например, в кризис выиграют те инвестиционные компании, которые предложат потребителям застраховаться от рисков, связанных со скачками курса валют", — уверен господин Мунаев.

Финансовый ликбез

BG попросил экспертов рассказать о том, как можно стимулировать спрос. Господин Мунаев считает, что вполне естественно, что в сложной экономической ситуации падает спрос, так как снижается платежеспособность клиентов. "При этом его вполне возможно стимулировать за счет создания новых, более сбалансированных продуктов и конкурентных идей. Чтобы предложения компании всегда оставались актуальными, необходимо постоянно вести работу со своей целевой аудиторией. Организации могут построить ее, например, в виде семинаров, на которых потенциальные клиенты узнают, какие возможности они получат от сотрудничества с инвестиционными компаниями. Сегодня на рынке наиболее востребованы те управляющие структуры, которые не просто предоставляют услуги, но и работают над тем, чтобы повышать уровень инвестиционной культуры своих клиентов", — уверяет он.

Константин Кирпичев указывает, что спрос клиентов нужно стимулировать продуктовым разнообразием. "Необходимо увеличивать предложение стратегий, — как классического доверительного управления, так и с опциями "защиты капитала", в разных валютах, на разные сроки и, конечно, с огромным разнообразием инвестиционных инструментов. Особенным спросом клиентов сейчас пользуются инструменты с иностранными базовыми активами (акции, облигации, товарные рынки)", — перечисляет господин Кирпичев.

Инвестиционный банкир M.B.Barklay Илья Емельянов говорит о том, что нужно предлагать новые услуги, которые не предлагают банки. "Сегодня традиционные банки готовятся уйти в прошлое. Но как будет выглядеть рынок — никто не представляет. Об этом говорят Фридман, Греф. А как банковский сектор будет выглядеть — все молчат. Увеличение спроса возможно одним путем — через предоставление защиты капитала отдельных граждан, семей или компаний. Понять, что бизнес — это не только заводы и пароходы. Это еще и интернет-магазины, и нужно управлять их капиталом — скромным. Важно помнить, что ДУ — это не просто управление вкладами (человек вложил деньги, а управляющий проценты дает). ДУ — это управление и создание активов, пассивов — управление ими и управление капиталом. Схема "я даю деньги, а ты мне проценты несешь" — отработанный материал и примитивный рудимент. Сегодня управлять нужно не для процентов, а для защиты капитала и создания состояния клиенту. То есть как работает целый банк на себя — то же нужно сделать и для отдельно взятого человека. Динамика, разработка новых продуктов, решающих проблемы и задачи только вот конкретно этого человека, — это будущее", — высказывается господин Емельянов.

Елизар Бубнов считает, что в дальнейшем стимулировать спрос на доверительное управление можно, например, реализуя данную услугу на индивидуальных инвестиционных счетах (ИИС), соответственно, снижая пороги входа. "Вместе со снижением порогов входа росту спроса, безусловно, поспособствовало бы решение вопроса страхования счетов ДУ на ИИС, поднимавшегося пока лишь на уровне саморегулируемых организаций. Да и вообще вопрос защищенности денежных средств населения — это ключевой вопрос для наших сограждан. Решение вопросов эффективной защиты средств инвесторов (в особенности тех, кто не имеет квалификации) и снижения порогов входа для частных инвесторов может привести к дальнейшему оттоку средств физических лиц с банковских депозитов на счета ДУ", — констатирует господин Бубнов.

Кризис доверия

Проблемы развития рынка розничного ДУ — это как раз отсутствие доверия населения к финансовым институтам, высокие пороги входа у большинства компаний вкупе с тем, что, по данным социологических опросов, лишь около трети россиян в принципе имеют сбережения, но наиболее существенной проблемой представляется низкая финансовая грамотность населения — отголосок советской командной экономики. "Еще одной проблемой является и относительно небольшое количество качественных инструментов на российском фондовом рынке по сравнению, например, с американскими или европейскими площадками. Впрочем, этот недостаток во многом связан с относительной молодостью нашего фондового рынка. Конкретной прикладной проблемой рынка ДУ в целом является вопрос сохранения темпов роста активов притом, что фактически исчезает основной источник этого притока — пенсионные средства НПФ. Конечно, заместить такой источник в полном объеме в ближайшей перспективе не представляется возможным, но в будущем наиболее вероятной видится ставка именно на частных лиц и развитие розничного ДУ", — рассказывает господин Бубнов.

Игорь Чесноков, аналитик ИК "Фридом Финанс", говорит, что Банк России в июне предложил новые критерии статуса квалифицированного инвестора, которые учитывают количество накоплений, опыт работы с финансами. "Некоторые игроки рынка считают, что это может затруднить привлечение инвестиций в рискованные, но потенциально более прибыльные сделки. В то же время большинство управляющих компаний не считают возможное введение новых правил серьезной проблемой для бизнеса", — высказывается он.

Даниил Егоров считает, что главная причина ограниченного роста ДУ — в репутации компаний, этим занимающихся, а также в ограниченной прозрачности финансовых инструментов, используемых этими компаниями. "Кроме того, средства, находящиеся в доверительном управлении, ограничены в использовании — срочные требования по ним могут привести к финансовым потерям. Еще одним фактором является слабый уровень доверия инвесторов институту ДУ в России — разницы между обычными брокерами и компаниями доверительного управления многие просто не видят", — указывает господин Егоров.

Специалист доверительного управления компании "Инстант-Инвест" Рафаэль Аревян утверждает, что рынок доверительного управления сейчас переживает кризис, его подпортили как непрофессиональные игроки, так и мошенники. "Когда рынок бурно растет, заработать легко, но при низком росте необходим профессионализм управляющих, а профессионалов на этом рынке немного. Еще хуже ситуация со скандальным уходом с рынка брокеров, которые закрываются, оставляя клиентов без ценных бумаг. Выясняется, что брокер бумаги продал, но сделка сомнительная или вообще он не имел права ее совершать. На практике брокеру бумаги не принадлежат, но в итоге получается что ни денег, ни бумаг у организации нет. Хотя закон на стороне клиента. Необходимо еще упомянуть про конфликт интересов между брокерской деятельностью и управлением ценными бумагами. Например, в интересах клиента выгодно купить бумаги, но самому брокеру выгоднее совершить больше сделок, чтобы получить с каждой сделки комиссию", — поясняет господин Аревян.

Вся лента