Туристы подтянулись за рублем
Спрос на европейские направления начал расти
Впервые за последние два года туроператоры фиксируют рост продаж на европейских направлениях: интерес к зимним поездкам в Австрию и Финляндию увеличился на 3-5%. Но говорить о том, что рынок оживает, рано, просто на фоне остановившегося падения рубля путешественники начинают планировать поездки заранее, поясняют туроператоры. Стабилизируется выездной турпоток, возможно, лишь в будущем году: к концу этого он как раз достигнет дна.
Туроператоры начали фиксировать, пусть и небольшой, рост спроса на европейские направления. Как рассказала "Ъ" исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе, продажи туров в Финляндию и Австрию на этапе раннего бронирования увеличились на 3-5% по сравнению с уровнем прошлого года. Статистики по другим европейским направлениям у организации пока нет. О повышающемся спросе на поездки в Финляндию в минувшую пятницу сообщил и портал Российского союза туриндустрии RATA-News: согласно приведенным данным опроса участников рынка, некоторые туроператоры заметили 30-40-процентный рост интереса к турам в Финляндию на зимний сезон.
Представитель Tez Tour Лариса Аханова заметила увеличение продаж на все европейские направления примерно на 10%. "Австрия сейчас действительно пользуется повышенным интересом как горнолыжное направление, например, вторая половина января уже почти распродана, много бронирований на март — конец сезона, на период новогодних праздников свободные места еще есть, поскольку цены на размещение в отелях в это время немного выше, а туристы стараются экономить",— поясняет она. Как сообщал "Ъ" 13 октября, продажи авиабилетов на предстоящие новогодние каникулы сократились примерно на 10-15% по сравнению с прошлым годом, причем на эти дни самостоятельные путешественники выбирают более дешевые направления.
По словам госпожи Ахановой, рост интереса также ощущается на экскурсионных направлениях. Она связывает это со стабилизировавшимся курсом рубля. "Сейчас туристы стараются оплатить большую часть расходов по выгодному курсу, опасаясь роста стоимости валюты в дальнейшем",— отмечает госпожа Аханова. Об этом же говорит и представитель "Онлайнтура" Игорь Блинов: по его наблюдениям, продажи начинают заметно расти, как только стоимость €1 опускается ниже 70 руб. "Это выраженный психологический эффект: когда валюта дешевеет на 5-7%, спрос увеличивается на 10-12%",— рассуждает он.
Директор по продажам НТК "Интурист" Сергей Толчин сомневается, что реальное число туристов по итогам зимнего сезона покажет положительную динамику. "Мы тоже ощущаем рост продаж на европейских направлениях, но, по моим ощущениям, это происходит просто за счет увеличения глубины бронирований на 10-15%",— говорит он. Господин Толчин прогнозирует, что по итогам этого года число выехавших за рубеж российских туристов составит 8 млн человек, на 30% меньше, чем годом ранее. Но уже в 2017 году, по его мнению, ситуация может стабилизироваться. "Сейчас мы приблизились ко дну выездного рынка, в следующем году спад должен остановиться, а затем начнется постепенное восстановление объемов за счет того, что путешественники постепенно приспособятся к ухудшившейся экономической ситуации",— рассуждает господин Толчин.
Небольшое увеличение спроса на европейские направления наблюдается на фоне продолжающегося сокращения выездного рынка. Так еще в сентябре по итогам старта программ раннего бронирования туроператоры рассказывали, что спрос на туры по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 10% (см. "Ъ" от 22 сентября). Это уже долгосрочная тенденция: постепенное снижение активности российских путешественников на выездных направлениях туроператоры отмечают со второй половины 2014 года — начала экономического кризиса. По итогам минувшего летнего сезона туроператоры зафиксировали снижение объемов продаж на 25-30%. Но в этот раз к уже традиционным причинам, таким как неблагоприятная экономическая обстановка, рост числа невыездных россиян, добавилась боязнь путешественников стать жертвами терактов.