Рок-н-ролл зажигает российские звезды
30 лет в России существует акробатический рок-н-ролл как вид спорта. Юбилей — повод вспомнить историю достижений и побед
Своими корнями акробатический рок-н-ролл уходит в далекое прошлое, к самым истокам человеческого существования — в Африку. В течение многих тысяч лет на берегах Черного континента местное население исполняло ритуальные танцы, основой которых была не мелодия, а чистый ритм — завораживающий, заряжающий энергией, поднимающий боевой дух. Африканское влияние сложно переоценить — древние ритуальные песни постепенно влились в церковное пение, отголоски песнопений черных рабочих американского Юга в современном мире можно найти и в хип-хопе, и в рэпе, и в техно.
По одной из версий, сочетание слов rock и roll впервые появилось еще в начале XVII века и поначалу не имело никакого отношения к музыке. Этими словами матросы обозначали виды движений морского судна во время качки: rock — покачивание вперед-назад, roll — скольжение в стороны. Груженые корабли, проваливаясь между волнами, везли в своих трюмах африканских рабов, которые, в свою очередь, везли в Новый Свет свои обычаи и культуру.
Ритм, который веками вплетался в африканский геном, не мог бесследно исчезнуть и на новых берегах. Он стал основой многих танцев, активно развивавшихся в США в конце XIX — середине XX века, среди них тексесс томми, чарлстон, бальбоа, линди-хоп, буги-вуги и, конечно, рок-н-ролл.
Танцевальный стиль рок-н-ролл неразрывно связан с одноименным музыкальным направлением. В 1951 году американский диск-жокей небольшой кливлендской радиостанции WJW Алан Фрид решил создать специальную музыкальную радиопередачу, в которой бы звучал негритянский джаз. Взяв себе псевдоним Moondog — Лунный Пес, он придумал название для своей передачи Moon Dog Rock and Roll Party — "Рок-н-ролльная вечеринка Лунного Пса". Термин "рок-н-ролл", по легенде, был введен именно Фридом для описания новомодной музыки, звучавшей в его радиопередаче,— выражение "we'll rock, we'll roll" было в то время чрезвычайно популярно и использовалось во многих песнях в стиле ритм-энд-блюза.
В 1954 году, уже в Нью-Йорке, Алан расширил свою деятельность по пропаганде рок-н-ролла до общенациональных масштабов, используя ресурсы частных компаний и радиостанций. Общественность и даже государственные органы буквально объявили войну рок-н-роллу как явлению, разрушающему американскую культуру. По радио, телевидению и в печати выступали сенаторы, священники, общественные деятели и учителя, обличая рок-н-ролл и призывая молодежь к благоразумию. Одни говорили о "черной заразе", другие утверждали, что все это дело рук коммунистов, решивших использовать рок-н-ролл как идеологическое оружие с целью подорвать американскую мощь изнутри. Однако, несмотря на все усилия общественности, запретный рок-н-ролл лишь набирал популярность.
Днем рождения рок-н-ролла принято считать 12 апреля 1954 года: именно в этот день на американских радиостанциях впервые прозвучала культовая песня Rock Around the Clock. Билл Хейли, автор этого рок-н-ролльного хита, стал, таким образом, одним из первых создателей рок-н-ролла как музыкального направления, которое, по сути, являлось смесью ускоренных кантри-вестерна, ритм-энд-блюза и свинга. Ровно через два года, 12 апреля 1956 года, песня Rock Around the Clock стала заглавным саундтреком в одноименном фильме, который вмиг разошелся по всему свету: на черно-белой пленке молодые люди и девушки, встав в пару, танцевали то ли джайв, то ли буги-вуги. На самом же деле это был рок-н-ролл!
Авторы фильма и представить себе не могли, что совсем скоро рок-н-ролл станет не просто музыкой или танцем, а своего рода культом и религией. Культовым героем эры рок-н-ролла стал Элвис Пресли, прокричавший в микрофон: "Я хочу немного поторчать на этом свете и почувствовать острый вкус жизни, танцуя рок!"
В 50-х годах рок-н-ролл совершил стремительный прыжок через океан и к началу 60-х им была заражена уже вся Европа. Наконец, в 70-е годы модное направление подхватил и развил немецкий хореограф Вольфганг Штойер: в 1974 году при его участии была образована Европейская рок-н-ролльная ассоциация (ERRA), куда поначалу вошли Италия, Франция, Германия и Швейцария, а позднее — Австрия, Голландия, Дания и Швеция. Вскоре к ним присоединилась Канада, и Европейская ассоциация превратилась во Всемирную ассоциацию рок-н-ролла (WRRA). В 1984 году он объединил Всемирную федерацию рок-н-ролла и Всемирную федерацию джазового танца (FMDJ) — так появилась Всемирная конфедерация рок-н-ролла (WRRC) — международная спортивная федерация, координирующая развитие вида спорта акробатический рок-н-ролл, а также танцев рок-н-ролл, буги-вуги, линди-хоп, багг и даблбагг. В настоящее время активными членами WRRC являются 35 стран, в том числе и Россия.
Рок-н-ролл в СССР
Рок-н-ролл в СССР был в дефиците — достать его было очень непросто. В 50-е модная музыка записывалась вместо пластинок на "кости" — не вызывающие подозрения рентгеновские снимки, которые тайно передавались из рук в руки. Более или менее легальным рок-н-ролл стал только после Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года, на который съехались гости со всех уголков планеты. Приезжие танцевали невиданные в СССР танцы, а наша молодежь стремительно перенимала новые танцевальные навыки.
В 60-е годы в СССР узнали про The Beatles. Битлы стали голосом поколения — они покорили молодежь своей простотой, искренностью, веселым ритмом, красотой мелодии и безмятежными голосами. Однако, после того как в 1968 году по всему миру прокатились студенческие волнения, рок-н-ролл в СССР оказался под запретом.
Со второй половины 70-х годов западная музыка, в том числе и рок-н-ролл, проникла в СССР уже на вполне легальных основаниях. Единственная в стране студия звукозаписи "Мелодия" начала выпускать серию "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады", в которой, наряду со шлягерами соцстран, попадались хиты западных рок-звезд, от Элвиса Пресли до Тома Джонса.
Олимпийские игры, проведенные в Москве в 1980 году, послужили новым толчком к развитию рок-н-ролла в СССР: на московскую Олимпиаду съехались иностранцы со всего мира. Молодые люди танцевали в Олимпийской деревне, выходили с волнующими ритмами в город. Не случайно еще долгое время кафе "У фонтана" в Олимпийской деревне считалось культовым местом для всех любителей рок-н-ролла и брейк-данса.
— В начале 80-х я организовал первый кружок обучения современным танцам, так называемым party dance,— рассказывает Алексей Голев, отец-основатель акробатического рок-н-ролла в России, почетный президент РосФАРР.— Я сам с детства танцевал, студенты моего отца — преподавателя РУДН — очень рано занесли в нашу семью "ритмы" рок-н-ролла, твиста, шейка... Спрос на мои услуги в то время был потрясающий, запись для московской молодежи — на три месяца вперед. У меня занималась почти вся творческая молодежь Института США и Канады, дочка Фазиля Искандера, невестка Василия Аксенова, полковник КГБ с женой, народный артист из Театра оперетты... Это был не просто круг общения, а круг интересов.
Но однажды произошло событие, которое в корне изменило мою жизнь...
Более или менее легальным рок-н-ролл стал только после Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года, на который съехались гости со всех уголков планеты
Рождение спорта
— Мне позвонил прославленный танцор-бальник Петр Чеботарев и сказал: "Приезжай, тут такое..." — вспоминает Алексей Голев.— На проекторе "Русь" он поставил 8-миллиметровую пленку без музыки, на которой я увидел нечто невообразимое: люди танцуют рок-н-ролл особенным образом, да еще крутят сумасшедшие трюки — девушки вращаются так, что аж воздух свистит, делают сальто. "А музыка?" — спрашиваю я. "Все, что могу тебе сказать,— пояснил Чеботарев,— это что бросок в сильную долю, а шаг в слабую". Мне хватило: основа ритма была ясна. Все свободное время следующие 3 или 4 месяца я посвятил пленке, я ее так штудировал, что она разве что не плавилась.
Голеву повезло: на пленке были записаны показательные выступления двух лучших на тот момент пар Европы — немецкой и итальянской, поэтому заочно он "брал уроки" из первых рук. 1,5 года ушло у будущего отца-основателя акробатического рок-н-ролла в России, а тогда — студента балетмейстерских курсов ГИТИСа, чтобы "изобрести велосипед", которому он не знал даже названия (акробатический рок-н-ролл Алексей Борисович для себя именовал "спортивным"). А в 1985 году пронесся слух — в Венгрии в рамках Молодежного студенческого фестиваля пройдет европейский турнир по акробатическому рок-н-роллу. Голев за три месяца до выезда нашел партнершу-циркачку, для которой сальто были привычным делом, составил с ней программу и по личному приглашению попал на турнир.
— Это был первый турнир, который проводился в соцстранах, и нас приветствовали как первых официальных делегатов от Советского Союза,— поясняет Алексей Голев.— Хотя вообще-то мы ехали по личной инициативе и жутко смущались от такого внимания. Помню, после приветствия тогдашний президент Всемирной конфедерации акробатического рок-н-ролла Вольфганг Штойер, оставшись со мной наедине, поинтересовался моими танцевальными навыками. И получилось как в книге "Двенадцать стульев": "Киса, скажите как художник художнику, вы рисовать умеете?" То есть Штойер спросил меня: "Алексей, скажи как танцор танцору, ты рок-н-ролл-то танцевать умеешь?" Я показал несколько движений — и у того от души отлегло. На удивление, на тех соревнованиях, еще не умея выполнять элементов полетной акробатики, мы заняли вполне приличное место в середине списка.
А ведь ничего не было: ни специальной одежды из бифлекса, ни обуви, ни методических рекомендаций. Только огромное желание танцевать лучше всех. Домой Алексей Борисович возвращался с идеей создать акробатический рок-н-ролл как вид спорта на родине. В 1986 году он открыл первую в стране секцию акробатического рок-н-ролла при ДСО "Локомотив", которая позже была переименована в Московский рок-н-ролл клуб. Именно с этого года началась история российского акробатического рок-н-ролла.
Очередь России
К концу 80-х советское рок-н-ролльное сообщество обзавелось собственной методикой, стали проводиться первенства и турниры. А в 1989 году в московской средней школе N 36 появился первый детский рок-н-ролльный клуб "Тутти-Фрутти".
— Начиная с Олимпиады-80, фестивалей молодежи и студентов рок-н-ролл был в первую очередь студенческим танцем,— поясняет основатель клуба, заслуженный тренер России Иван Сбитнев.— В ту пору я работал учителем истории и решил расширить эти рамки, сделав рок-н-ролл доступным и детям, ведь у рок-н-ролла вообще нет жестких возрастных границ, если речь не идет о спорте высших достижений. Человек может прийти к нам в 6 лет, а может и в 17, может в 33 года завершить карьеру, а может, и в 43 года танцевать в бешеном темпе.
Сегодня бывшие ученики Ивана Юрьевича стали его коллегами, в акробатическом рок-н-ролле появились свои династии — постигать вершины этого яркого вида спорта приходит уже третье поколение спортсменов. В одном зале занимаются и начинающие ребята, и самые титулованные профессионалы, такие как пятикратные чемпионы мира Иван Юдин и Ольга Сбитнева. Тут же, рядом с ними, стараются выполнить элементы полетной акробатики пары из Сенегала, Перу и Молдавии — за две недели до чемпионата мира они прилетели брать уроки у русских звезд.
— Я считаю, что Россия сегодня является основным драйвером развития акробатического рок-н-ролла в мире,— говорит Иван Сбитнев.— Африканцы, американцы, европейцы уже потрудились, теперь пришла наша очередь. Не случайно в стране каждый год открывается по 2-3 новые школы акробатического рок-н-ролла, и мы имеем чемпионов во всех возможных категориях — как в парных дисциплинах, так и в командных. Мы всерьез намерены покорить Олимп, влиться в олимпийскую семью.
Хроника
Шаг за шагом
Акробатический рок-н-ролл проделал долгую эволюцию, чтобы стать таким, каким мы знаем его сейчас
1910-1920-е
Блэк-боттом — танец, популярный в первой декаде ХХ века среди афроамериканцев юга США. В 1920-е пришел на Бродвей. Танцевался как соло, так и в парах.
Чарлстон — назван в честь города Чарлстон в Южной Каролине. Считался провокативным танцем, был особенно популярен среди "золотой молодежи"
1920-1930-е
Коллежский шаг — исполнялся парой, в которой партнерша была тесно прижата к партнеру, при этом предполагал энергичные движения ногами. Основной танец студенческих вечеринок до появления линди-хопа.
Линди-хоп — наиболее сложная форма свинга, для которого характерна возможность импровизации и гибкость ритмической структуры. Здесь впервые появились акробатические элементы
Бальбоа — танец, зародившийся в Южной Калифорнии "под гнетом обстоятельств": пространство в местных залах было ограничено, а строгие моральные кодексы не позволяли высоко выбрасывать ноги. В бальбоа партнеры во время танца как бы "приклеивались" друг к другу в районе груди.
1930-1940-е
Большое яблоко — афроамериканский танец, исполнявшийся группой танцоров, становившихся в круг. Название танец получил от одноименного клуба, расположенного в Южной Каролине.
Маленькое яблоко — вариация большого яблока, приспособленная для танцевания в парах.
1940-1950-е
Западноевропейский свинг — стилистическая вариация линди-хопа, возникшая на Западном побережье США. Партнеры в танце остаются на одной линии, что позволяет им быстро вращаться в обе стороны.
Восточноевропейский свинг — демократичный и более медленный аналог западноевропейского свинга. Обычно танцуется под медленный и средний джаз и блюз.
Буги-вуги — европейская версия раннего восточноевропейского свинга, придуманного в США. Танцуется под джамп-н-джайв и буги-вуги.
Рок-н-ролл — вместе с музыкальным направлением появляется одноименный динамичный танец с темпом 48-50 ударов в минуту, киками (выбросами ног) и ползущей акробатикой.
1970-е
Акробатический рок-н-ролл — в Европе впервые были зафиксированы специфические элементы, характерные для этого танца: они постоянно усложнялись и со временем пары стали демонстрировать полетную акробатику в отрыве от партнера.