Час расплаты не пришел
Участники круглого стола искали в Ульяновске методы перелома ситуации в ЖКХ
Неотработанное и не согласованное с регионами федеральное законодательство в сфере ЖКХ является одной из главных причин нарастающих проблем с неплатежами в жилищно-коммунальном хозяйстве. В то же время многое зависит и от того, как решается проблема на местах, от взаимодействия властей с ресурсоснабжающими организациями, управляющими компаниями и другими участниками единого процесса. К такому выводу пришли участники круглого стола «Неплатежи: как переломить ситуацию в ЖКХ в Ульяновской области».
27 сентября в Ульяновске за круглым столом, организованном «Ъ», собрались вместе представители региональной и городской исполнительной власти, законодатели, руководители ресурсоснабжающих организаций, представители управляющих компаний, облпрокуратуры и службы судебных приставов и эксперты. Цель одна - обсудить причины и пути решения проблемы неплатежей в системе жилищно-коммунального хозяйства в свете федерального закона 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов».
Напомним, федеральный закон № 307-ФЗ (от 03.11.2015 г.), вступивший в силу с 1 января 2016 года, направлен на укрепление платежной дисциплины в отношении потребленных энергоресурсов и предусматривает ужесточение административной ответственности для случаев самовольного подключения к сетям ресурсоснабжения, повышение ответственности за нарушения режима ограничения потребления энергоресурсов, повышает пени за просрочки платежей, устанавливает обязанности потребителей по предоставлению безотзывной банковской гарантии по оплате стоимости потребленных ресурсов и т. д.
Рост налицо
Как отметил модератор встречи, эксперт комитета по энергетике ГД РФ, заместитель гендиректора НП «Российское теплоснабжение» Рашид Артиков, именно ресурсоснабжающие организации стали главными «жертвами» цепочки неплатежей, и «необходимо решить, как им помочь эти деньги получить, поскольку без этого у них нет возможности производить ремонт оборудования, вкладывать средства в его модернизацию». «А если этого не делать, то дальше сети и оборудование станут небезопасными, и все это может привести к трагическим последствиям», - подчеркнул эксперт. По его словам, 307-й закон «указывает, как поступать с задолженностями, но ничего не говорит о том, как поступать с прошлыми долгами, сложившимися за минувшие десятилетия».
Заметим, ситуация с неплатежами с системе ЖКХ пока не улучшается, и за текущий год, несмотря на действие 307-го закона, долги перед ресурсоснабжающими организациями продолжают расти. На сегодня, как звучало на круглом столе, общий долг по РФ составляет около триллиона рублей. Причем, в Ульяновской области дела нисколько не лучше, чем у других. Так, несмотря на улучшение собираемости платежей по региону - с 92,8% в прошлом году до 94,8% в 2016 году, задолженность продолжает расти, и на 1 сентября 2016 г. составила 2,631 млрд рублей (данные РИЦ - Регионального информационного центра, через который ведутся расчеты большинства собственников жилья). Как отметил главный судебный пристав Ульяновской области Андрей Тагаев, только в текущем году было заведено 17,5 тыс. исполнительных производств по неплатежам на общую сумму в 3,8 млрд рублей (в 2015 году сумма взыскиваемой задолженности составляла 3,1 млрд рублей). Из них 15 тыс. - это физлица, в то же время основная задолженность - 3,5 млрд рублей - у юридических лиц, в то время как долги физлиц составили только 310 млн рублей. И это еще не полная сумма, поскольку не все долги ресурсники берутся «просуживать», желая сэкономить на госпошлине, которую арбитражные суды теперь начали требовать к оплате.
Долг потребителей тепла перед ульяновским филиалом группы «Т плюс» на сегодня - 3 млрд рублей. «И задолженность продолжает накапливаться, улучшений пока так и не видно», - заметил директор ульяновского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Сергей Гужев. Общая сумма задолженности перед поставщиками электроэнергии - около 1 млрд рублей. «Причем, за 2013-2015 годы прирост задолженности коммунальных предприятий - 374 млн рублей, а за 8 месяцев этого года прирост долга составил уже 150 млн рублей. Платежи тормозятся, задолженность растет», - пояснил гендиректор ОАО «Ульяновскэнерго» Максим Гейко. «Из 2,5 млрд рублей обязательств перед ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» 1,5 млрд рублей - это долги ЖКХ», - подчеркнул заместитель гендиректора компании Михаил Круглов.
Снежный ком придавит всех
«Ситуация, которая сложилась законодательно, нормативно, создает проблемы - с кассовыми разрывами, с платежной дисциплиной, с ситуацией, когда управляющим компаниям выставляют счета, которые они не могут выставить населению. И нельзя говорить, что 90% своевременных платежей - это хороший сбор! Попробуйте в магазине заявить, что оплатите только 90% купленного товара - и увидите реакцию продавцов! И все это как снежный ком накапливается и бьет по всем участникам процесса! Все это уже загнало и ресурсников, и управляющие компании в бешеные долги! Ни для кого не секрет, что ресурсоснабжающие организации в стране превращены в крупнейшие кредитные организации с гораздо более выгодными условиями, чем у банков!» - высказал свое возмущение создавшимся положением директор ульяновского филиала «Т Плюс» Валентин Трубчанин. В то же время, по его словам, существующая система теплоснабжения срочно нуждается в модернизации (износ по РФ - от 40 до 80%), на которую из-за долгов не хватает средств. Тем не менее, поясняет господин Трубчанин, «Т плюс» проводит большие работы по ремонту и модернизации оборудования и сетей, «закуплено специальное оборудование, отремонтированы сети, построены перемычки и закольцовки, и уже сегодня перерывы в подаче теплоснабжения могут быть сокращены до 5-7 дней, хотя цель - два дня», и «это уже приближение к стандартам Евросоюза». В планах - создание единой диспетчерской службы с передачей данных и всемерным охватом всего процесса, когда и вычисления станут понятны, и платежка «прозрачной». «Весь комплекс работ, вместе с индивидуальными тепловыми пунктами, с единой диспетчерской службой может потребовать около 25-27 млрд рублей затрат. И если бы не огромные многомиллиардные долги управляющих компаний и населения, возможности для модернизации были бы куда более широкие», - заметил директор.
Его поддержал и господин Гейко, заметивший, что в его сфере основная задолженность формируется коммунальными предприятиями, а «основные причины - несоответствие тарифов реальным затратам и колоссальная изношенность основных средств этих компаний». «И надо либо увеличивать тарифы, что невозможно, либо подпитывать эти предприятия из бюджета, либо привлекать инвестора, чтобы устанавливать эффективное оборудование. Но если частный инвестор не идет в этот сектор, то должны быть государственные инвестиции. К сожалению, на территории Ульяновской области никакой разумной программы по модернизации жилищно-коммунального комплекса не существует. Из года в год занимаемся только тем, что обсуждаем, как залатать дыры. Много говорили про энергосервисные контракты и их эффективность, но тема как была поднята, так и исчезла», - посетовал руководитель «Ульяновскэнерго». Он также подтвердил, что, несмотря на принятие 307-го закона, ситуация со взысканием долгов не улучшается, более того, теперь из-за новой позиции арбитражных судов, которые стали требовать предварительной оплаты госпошлины, компания вынуждена сокращать претензионную работу, «так как при тысячах исков это миллионы рублей». «И мы понимаем, что повышение штрафов и пеней не поможет, потому что эти коммунальщики никогда не заплатят», - подчеркнул гендиректор.
Лекарство с побочным эффектом
Сравнив ситуацию с безуспешными попытками лечения, высказался о несовершенстве 307-го закона и Михаил Круглов («Газпром межрегионгаз Ульяновск»). «Да, нужное лекарство, и даже своевременное. Но чтобы оно подействовало, нужно создать условия лечения, определиться с правилами приема лекарств. А по факту - нормативная база декларативная, ничего общего не имеющая с реальностью. За идею банковской гарантии можно было б расцеловать авторов. Но только ни один наш потребитель, в частности - муниципальные котельные, не в состоянии эту банковскую гарантию предоставить - ему ее никто не даст», - заметил господин Круглов. По его словам, «у любого лекарства есть и побочный эффект, который нельзя не учитывать». «Казалось бы, повышенные процентные ставки пеней в законе должны мотивировать и дисциплинировать... Но кого мотивировать, когда долг предприятий ЖКХ - полтора миллиарда? Мотивировать тех, кто никогда не был заточен на платежи? Мы даже тело долга взыскать не можем, а здесь, с увеличенными процентными ставками, повышаем себе налог на прибыль и складываем в дебиторку».
По мнению господина Круглова, надо уходить от штампов, что управляющие компании - «жулики», а любой потребитель - потерпевший, «сегодня просто нет кредита доверия со стороны населения, и надо его заново создавать». А один из выходов из тупиковой ситуации он видит в том, что «недобросовестных игроков надо просто убирать с рынка». «Вот, где может быть участие органов исполнительной власти, со всем ее репертуаром и надзорными функциями», - отметил представитель газовиков, обратив внимание на то, что часть проблем можно решать и на региональном уровне.
Впрочем, власти проблему признают
«Ответственность с новым законом возросла, но ситуация получилась обратная, - продолжает мысль господина Круглова замглавы Ульяновска, председатель комитета по ЖКХ, благоустройству и охране окружающей среды Ульяновской городской думы Илья Ножечкин. - задолженность сроком до трех месяцев снижается, а вот та, что более трех месяцев, когда как раз повышаются пени, наоборот, увеличилась. Он также признает, что «есть проблема с нормативами потребления коммунальных ресурсов, нормативом на подогрев ГВС: необходимо, чтобы при их применении законодательно выстраивалась логичная экономическая цепочка от потребителя до поставщика ресурсов, а не как в настоящее время – раздробленное и противоречивое регулирование отношений отдельно между управляющими организациями и потребителем и между управляющими организациями и ресурсоснабжающими организациями ».
«Губернатор подписывал распоряжение о реструктуризации долгов, но долги снова начали расти. Это говорит о том, что без модернизации жилищно-коммунального комплекса и теплоисточников решить проблему невозможно», - признал и.о. замминистра строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области Алексей Шмырев.
Забвение как лучший метод решения проблемы
«На поставленный вопрос, удастся ли решить проблему с платежами, ответ очевиден: не удастся!», - заявил замглавы администрации Ульяновска Александр Черепан. По его словам, долг населения - 2 млрд рублей, но это в два с половиной раза меньше, чем в сумме выставлено управляющим компаниям, и можно сколько угодно спорить, но «история этого вопроса - это история лоббирования интересов определенных групп, элит», «законодательство при этом получается рваное, никак не связанное по направлениям», «а кроме законодательной несуразицы неплатежи связаны с падением уровня доходов населения». «Мне кажется, зреет мнение, что надо будет просто долги списать - другого выхода нет», - добавил господин Черепан. Помимо списания долгов и формирования нормального, «не рваного законодательства», решение проблемы он видит в формировании «четкого понимания объемов потребления» (и соответствующих нормативов) «без воздействия политических интересов».
Как ни странно, но его поддерживает и руководитель СРО управляющих компаний - НП «Симбирский дом» Григорий Николаев, отметивший, что структура задолженности такая: из 5 рублей с квадратного метра 3 рубля - выпадающие доходы, которые управляющие компании не могут выставить конечному потребителю из-за существующего законодательства, а 2 рубля - это долги населения, «но и эти деньги уже не вернуть, поскольку приставы свои 30% уже взыскали». «И про эти пять рублей с квадратного метра ресурсники могут забыть», - подчеркнул представитель городских УК. По мнению господина Николаева, 307-й закон еще более ухудшил положение управляющих компаний, поставив их по срокам и пеням в неравное положение с плательщиками, а значит, - в заранее убыточное положение, «потому что управляющим компаниям больше деньги негде взять как с самого потребителя». По его словам, когда готовился упомянутый закон, управляющие компании Ульяновска направляли свои предложения, чтобы не допустить сегодняшних ошибок закона, «но их так и не услышали», и «беда в том, что между федеральным центром и регионами нет обратной связи». Он также заметил, что надо либо возвращаться к системе дотаций и субсидий, как в Москве, где сегодня по этой причине и нет долгов, либо устанавливать реальные нормативы. «Но региональная энергетическая комиссия не хочет принимать реальные нормативы, а значит, и дальше управляющие компании будут в убытке. На сегодня 90% управляющих компаний или уже на стадии банкротства, или набрали только долгов, что уже никогда не отдадут», - заметил господин Николаев, добавив, что ряд проблем можно решить и на местах, у себя в регионе.
«Конечно, главная причина неплатежей - низкая платежеспособность населения, и как решить ее - никто не знает, особенно в условиях, когда рост тарифов в разы превышает рост доходов собственников жилья», - сказал председатель комитета по жилищной политике, ЖКХ и энергетике регионального заксобрания Геннадий Антонцев. В то же время он отметил, что одна из причин низкой дисциплины платежей - непрозрачность всех процессов в деятельности как управляющих компаний, так и ресурсников.
С депутатом согласен и коммерческий директор ТД «Теплоком» (входит в одноименный холдинг, производящий приборы автоматизированного учета тепла) Борис Лапенок, отмечающий, что именно «непрозрачность расчетов и невовлеченность собственников жилья способствуют накоплению долгов». «Пока потребитель не понимает, за что он платит, у него нет ощущения необходимости этого. И прозрачность, возможность управления потреблением даст сразу же и снижение долгов», - сказал директор, отметив, что в сегодняшней экономической ситуации вопросы модернизации энергосервиса и внедрения энергосбережения - «это вопрос государства, иначе - ничего не получится».
«Мы понимаем, что прозрачности нет, приборы учета работают непонятно как, нет понимания, за что платят люди. Понимаем, что у населения денег нет, некоторые заводы стоят. И потому собственников никто не обвиняет. Но сегодня мы пришли к выводу, что законодательство в сфере ЖКХ отстает от современных реалий, хотя задумывалось хорошо. К сожалению, это есть, как есть и есть и разрыв и непонимание между федеральными и региональными министерствами, - резюмировал Рашид Артиков, пообещав, что все предложения по итогам встречи «будут обсуждены на экспертом совете, который обсудит, что можно сделать, чтобы выправить ситуацию».