Коммунальный проездной
Директор «Моторостроителя» может возглавить ПГЭТ
Городские власти определились с преемником депутата Александра Филиппова на посту директора МУП «Пермгорэлектротранс» (ПГЭТ). Им может стать руководитель муниципальной управляющей компании «Городское коммунальное и тепловое хозяйство» (ГКТХ, ранее «Моторостроитель») Андрей Морозов. Предыдущему директору не удалось ввести предприятие из убытков, и скорее всего это не удастся сделать и коммунальщику. Эксперты говорят, что без экономически обоснованного тарифа город вынужден будет субсидировать пермские трамваи и троллейбусы.
Новым директором МУП «Пермгорэлектротранс» может стать руководитель ПМУЖЭП «Городское коммунальное и тепловое хозяйство» Андрей Морозов. Как сообщили „Ъ“ сразу несколько источников, господин Морозов уже согласован на этот пост сити-менеджером Перми Дмитрий Самойловым. Собеседник, близкий к ПГЭТ, сообщил, что к работе господин Морозов приступит после того, как уладит все дела на прежнем предприятии.
Переговоры ведутся с господином Морозовым, подтвердил „Ъ“ источник в мэрии. Но официального решения еще не принято, подчеркнул он. «Господин Морозов имеет большой опыт управления, ему доставались не самые легкие предприятия. И хотя он не профессионал в сфере транспорта, еще ни одного предприятия не погубил», — отметил собеседник, близкий к ПГЭТ. Связаться с потенциальным кандидатом „Ъ“ вчера не удалось.
По данным „Ъ“, господин Морозов самостоятельно вызвался занять неожиданно ставший вакантным пост директора ПГЭТ, чем, по одной из версий, вызвал недовольство вице-премьера Николая Уханова, курирующего ГКТХ. Сейчас ГКТХ экстренно подбирается новый директор. Не исключено, что им окажется депутат гордумы Перми и вышедший в прошлом году на пенсию главный инженер «Пермской сетевой компании» Олег Афлатонов. Ранее собеседники в мэрии уже рассматривали его на этой позиции.
Что касается господина Морозова, то его карьера вошла в гору при сити-менеджере Анатолии Маховикове — в сентябре 2012 года, когда, будучи первым замглавы администрации Мотовилихинского района, господину Морозову пришлось исполнять обязанности руководителя территории. Однако полноценным главой ему стать не удалось — новым руководителем Мотовилихи был назначен выходец из МВД Валерий Кокшаров. Чиновник решил попробовать себя на посту руководителя МУЖРЭП «Моторостроитель» (до 2016 года. — „Ъ“), которое в то время являлось эксплуатационной конторой, принимавшей на свой баланс бесхозные тепловые сети, и затем занималось их обслуживанием. В 2014 году городские власти решили сделать из предприятия городскую управляющую компанию. Планировалось, что муниципальная УК будет работать не только «на подхвате», обслуживая ветхое, нерентабельное жилье или дома, от работы с которыми отказались частные компании, но и с обычными жильем, а также строящимися муниципальными домами. За два года городская УК так и не стала серьезным участником рынка.
Новый фронт работы «Моторостроитель» мог получить в 2015 году — тогда обсуждалось его объединение с МУП «Полигон», эксплуатантом полигона ТБО в Сафронах. Предлагалось, что за счет более высоких доходов от свалки экономика «Моторостроителя» улучшится. Однако затем городские власти отказались от объединения.
Само ПМУЖЭП «Моторостроитель» не было убыточным предприятием, но и сверхвысокие доходы казне не приносило. Выручка предприятия, по данным kartoteka.ru, в 2015 году составила 724,8 млн руб., чистая прибыль — 3,27 млн руб. В 2014 году выручка была ниже — 658 млн руб., а чистая прибыль выше — 8,4 млн руб.
По объемам выручки «Моторостроитель» сопоставим с «Пермгорэлектротрансом» (653 млн руб. в 2014 году), но по прибыльности эксплуатационная контора выглядит гораздо более успешной. Убыток МУП «Пермгорэлектротранс» по итогам 2015 года составил примерно 130 млн руб., и предпосылок для рентабельности не наблюдается и в 2016-м.
Предыдущий директор — депутат гордумы Александр Филиппов — уволился с предприятия в октябре, написав заявление по собственному желанию. Он объяснил свой уход конфликтом интересов, когда руководитель МУП фактически является чиновником. Город выделяет МУП ежегодные субсидии в несколько сот миллионов рублей на покрытие убытков и требует от топ-менеджмента выхода на рентабельность.
Так, еще в 2015 году депутаты поручили Александру Филиппову вывести «планово-убыточное» предприятие на точку безубыточности к январю 2016 года. Был разработан план финансового оздоровления, дума согласовала выделение субсидии (около 300 млн руб.) на восстановление платежеспособности ПГЭТ. Однако в апреле этого года департамент дорог и транспорта попросил сдвинуть сроки выхода предприятия на безубыточность на 1 января 2017 года. Но уже сейчас понятно, что по итогам года будет убыток.
Депутат гордумы, в прошлом созыве — председатель комитета по городскому хозяйству Вячеслав Григорьев отмечает, что проблема с рентабельностью ПГЭТ решается одной математикой: «Убытки кончатся тогда, когда тарифы ПГЭТ будут экономически обоснованными. И никаких хитростей». При этом он отметил важность топ-менджмента, который должен быть «эффективным, а структура предприятия — прозрачной». С господином Морозовым депутат по работе не знаком, охарактеризовать его как специалиста господин Григорьев не смог.