Дефицит цвета хаки
Бюджет-2016 призван на военную службу
Федеральный бюджет по итогам девяти месяцев 2016 года исполнен с дефицитом в 2,6% ВВП, сообщил вчера Минфин. Рассматриваемыми Госдумой поправками к закону о госказне-2016 его годовой уровень планируется поднять с прежних 3% до 3,7% ВВП, однако, по оценке министерства, и этот показатель, скорее всего, будет перевыполнен и составит к концу года 3,9%. Размер бюджетной дыры растет, прежде всего, из-за резкого наращивания военных трат — его не смогут компенсировать ни урезание 11 из 14 разделов расходной части бюджета, ни 700 млрд руб., ожидаемых от продажи пакета "Роснефти".
По итогам трех четвертей года доходы федерального бюджета России составили 9,294 трлн руб. (годом ранее — 10,145 трлн), расходы — 10,87 трлн руб. (10,794 трлн), дефицит сложился на уровне 1,576 трлн, или 2,6% ВВП. Уровень исполнения доходов и расходов за прошедшие девять месяцев, по данным Минфина, почти одинаков — около 68% от годовых назначений. Впрочем, этот показатель условен — в Госдуме рассматриваются поправки к закону о бюджете-2016, которые изменят конструкцию госказны, определенную год назад исходя из нефти по $50 за баррель.
Рассмотренные вчера бюджетным комитетом Госдумы параметры обновленного бюджета-2016 несколько отличаются от опубликованных две недели назад (см. "Ъ" за 4 октября). Прежде всего увеличены ожидания по доходам — до 13,369 трлн руб. (на 370 млрд руб., или на 3% меньше, чем в действующем законе). Эти потери образуются из-за сокращения нефтегазовых доходов казны на 1,267 трлн руб. С ненефтегазовыми формально ситуация много лучше — плюс 898 млрд. Формально — потому что речь идет о разовых доходах: прирост будет получен от реализации пакета акций "Роснефти". По слова министра финансов Антона Силуанова, если бы этих денег не было, добавка ненефтегазовых доходов получилась бы куда более скромной — 194 млрд руб., ожидаемых в основном от улучшения администрирования НДС и роста поступлений акцизов.
Такой расклад позволяет Минфину всерьез заявлять о снижении зависимости бюджета от "конъюнктурных нефтегазовых доходов" — доля прочих поступлений вырастает с планировавшихся 56% до 64%. "Устойчивость бюджета и в текущем году, и в следующих будет повышаться",— сказал вчера Антон Силуанов. Отметим, что такая логика выглядит странной сразу по нескольким причинам: нефтяная доля падает вовсе не из-за отсутствующего роста несырьевого сектора, а из-за снижения цен на нефть. Кроме того, доходы от продажи акций нефтяной компании к ненефтегазовым можно отнести с некоторой натяжкой. К тому же по бюджетным правилам они вовсе не должны попасть в доходы казны — поступления от приватизации наряду с заимствованиями являются источником закрытия дефицита. 703,5 млрд руб. от продажи 19,5% пакета "Роснефти" будут "заведены" в доходы бюджета через выплату дивидендов "Роснефтегазом".
Расходы бюджета-2016 увеличиваются до 16,403 трлн руб. — на 304 млрд руб., или на 2% от установленного действующим законом уровня. Происходит это за счет резкого (на 23,5%, или на 740 млрд руб.) роста трат на оборону. Объем нового финансирования раздела — 3,889 трлн руб., или 24% всех трат госказны. На 4% увеличены расходы по разделу "Социальная политика" (трансферты на пенсии ПФР), на 8,5% — "Охрана окружающей среды", остальные же 11 разделов расходной части бюджета сокращены — в сумме на 618 млрд руб. Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, выступившая вчера на заседании бюджетного комитета, отметила сокращение финансирования государственных программ на 411,6 млрд руб. (в открытой части бюджета). Более всего урезано направление "Инновационное развитие и модернизация экономики", включающее 18 госпрограмм,— на 250 млрд руб. На 90,9 млрд руб. сокращаются расходы по направлению "Новое качество жизни" (12 госпрограмм, среди которых — развитие здравоохранения и социальная поддержка граждан).
Получаемый после правки доходов и расходов 2016 года дефицит бюджета оценен в 3,034 трлн руб., или 3,7% ВВП (против 3% в действующем законе). Впрочем, по словам Антона Силуанова, дефицит может превысить эту величину за счет дополнительных трат на антикризисные меры (включая поддержку регионов). Средства будут взяты из неизрасходованных остатков бюджета-2015, которые пока учтены в доходах этого года (порядка 230 млрд руб.). "У нас есть право их потратить, а можем не потратить",— пояснил министр. Согласно оценке Минфина, в этом случае размер дефицита вырастет уже до 3,9% ВВП.