Структурные решения
Нижегородский райсуд допрашивает сотрудников КУГИ по делу о продаже ТЭК-НН
По громкому уголовному делу о продаже акций муниципальной теплоэнергетической компании ТЭК-НН вчера допрашивали бывшего первого заместителя комитета по управлению городским имуществом (КУГИ) Михаила Широкова. Многое по делу он уже не помнил, но сообщил, что условия торгов «устанавливал комитет как структура». Стремясь уличить свидетеля в неправдивых показаниях, главный обвиняемый Владимир Привалов через суд сделал ряд запросов в администрацию и городскую думу. Кроме того, свидетель признался, что к следователю ходил с адвокатом руководителя КУГИ Валентины Никулиной. Формально это дает защите право поставить под сомнение законность протоколов допроса свидетеля, на которых присутствовал чужой адвокат.
В Нижегородском райсуде продолжается допрос свидетелей из КУГИ по уголовному делу о продаже акций муниципального ОАО ТЭК-НН. Напомним, в декабре 2014 года теплоэнергетическая компания, владеющая двумя котельными и теплосетями Верхних Печер, за 52,7 млн руб. на торгах КУГИ была продана ООО РЭП-2. Следствие считает, что цена продажи была занижена на 173 млн руб.
Вчера был допрошен бывший первый заместитель председателя КУГИ Михаил Широков, также входивший в совет директоров ТЭК-НН. Главный обвиняемый, бывший заместитель главы администрации Нижнего Новгорода Владимир Привалов вчера тщетно пытался добиться от господина Широкова ответов, кто именно из сотрудников КУГИ устанавливал начальную цену торгов по продаже акций, шаг аукциона и прочие условия. Свидетель ни одной определенной фамилии не назвал, ответив, что условия торгов «устанавливал комитет как структура». На предыдущем допросе, когда господина Широкова спрашивали, кто изготовил проект постановления главы администрации касательно торгов (под которым стояла его подпись — „Ъ“), свидетель сообщил, что документ «печатал компьютер».
Владимир Привалов сам выступил с обвинениями в адрес свидетеля, спрашивая, почему на подготовку этого постановления КУГИ понадобилось два с половиной месяца. «У комитета нет регламента на этот счет, по срокам. У нас иногда такие объекты бывают, продажа которых длится годами», — сообщил свидетель, посчитав неуместными заявления обвиняемого о том, что «в КУГИ ничего не делали». Михаил Широков с 2013 года входил в совет директоров ТЭК-НН, но не смог вспомнить конкретики о его решениях. Он сообщил, что чиновники администрации, делегированные в органы управления, никогда не голосовали самостоятельно, в основном решения по вопросам повестки предварительно согласовывались «письмом» с главой администрации Олегом Кондрашовым или Владимиром Приваловым. Обвиняемый же попросил суд направить в городскую администрацию запрос об истребовании директив по заседаниям совета директоров ТЭК-НН за три года. «Я считаю, что свидетель лжет. Пусть администрация напишет, где это ему Кондрашов или Привалов согласовывал вопросы на советах директоров», — пояснил Владимир Привалов. Суд удовлетворил еще несколько запросов подсудимого в городскую думу и администрацию Нижнего Новгорода, с помощью которых он пытается доказать факты лжесвидетельств. Так, Михаил Широков сообщил, что между 20 и 24 октября 2014 года Владимир Привалов собрал у себя руководство КУГИ на «рабочую встречу», где, в частности, сообщил, что РЭП-2 будет потенциальным покупателем акций. Владимир Привалов утверждает, что такого вообще не было, и сделал судебный запрос о протоколе этого совещания. Свидетель, впрочем, вчера сообщил, что «официального протокола» не велось, а сотрудники КУГИ «записывали поручения на листках». Адвокатам так и не удалось добиться от господина Широкова ответ на вопрос о дате совещания, точно он помнил только период «с 20 по 24 число» (между получением отчета об оценке акций ТЭК-НН и публикацией извещения о торгах — „Ъ“).
Гособвинители областной прокуратуры возражали против удовлетворения запросов обвиняемого, считая, что они к делу не относятся. Кроме того, прокуроры возражали против «постоянно повторяющихся вопросов для раскачки свидетеля», пикируясь по этому поводу с защитниками.
В конце судебного заседания защита добилась от Михаила Широкова показаний о том, что на допрос в региональное следственное управление он ходил вместе с адвокатом, которого ему наняла председатель КУГИ Валентина Никулина: сам свидетель с этим защитником соглашение не заключал и денег ему не платил. Ранее об этом же адвокате рассказала суду и другой зампред КУГИ Татьяна Терехина. По мнению защитников, адвокат руководителя, сопровождавший на следственных действиях практически всех допрашиваемых сотрудников КУГИ, мог координировать их общие показания, но факт присутствия постороннего человека на допросах дает право поставить под сомнение их законность.
Допрос Михаила Широкова и других свидетелей из КУГИ продолжится 27 октября. Между тем в арбитражном деле, касающемся продажи ТЭК-НН, наступила непонятная заминка. Напомним, прокуратура Нижегородской области оспаривает законность сделки с РЭП-2, требуя расторгнуть ее и вернуть акции ТЭК-НН в собственность Нижнего Новгорода. В рамках арбитражного спора суд назначил экспертизу рыночной стоимости пакета акций ТЭК-НН по состоянию на 30 июня 2014 года в Воронежском центре судебной экспертизы Минюста РФ. Изначально срок экспертизы был установлен до апреля, но с тех пор воронежские эксперты несколько раз откладывали ее готовность, прося дополнительные материалы. Наконец, объемные выводы экспертов были высланы почтой России в арбитражный суд, но до судьи эта экспертиза так и не дошла. На почте документы странным образом развернули, отправив обратно в Воронеж. Добавим, что решение арбитражного суда в данном случае может быть использовано в качестве доказательства по уголовному делу по принципу преюдиции.