Железные дороги объедут бюджет
НДС на билеты обнулят до 2030 года
Как стало известно "Ъ", Минфин внес в правительство поправки к Налоговому кодексу, обнуляющие до 2030 года НДС на железнодорожные перевозки - как пригородные, так и дальнего следования. В ОАО РЖД и Федеральной пассажирской компании (ФПК) обещают направить сэкономленные средства на закупку новых вагонов.
Минфин предложил долгосрочное обнуление НДС на пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем и пригородном следовании — до 2030 года, эта норма содержится в представленном в субботу министерством Белому дому проекте поправок к Налоговому кодексу ("Ъ" ознакомился с документом). В этом году НДС для пригородного сообщения уже обнулен, ставка для дальнего следования снижена с 18% до 10%. Предполагается, что обнуление НДС на дальнее следование вступит в силу с 1 января 2017 года. Поправки последовали за сентябрьским поручением Дмитрия Медведева по итогам совещания на эту тему. О результатах работы Минтранс и Минфин должны были сообщить до 26 сентября.
В Минтрансе "Ъ" заявили, что направляли в Минфин свои предложения обнулить НДС и на дальнее следование, и на пригородные перевозки до 2030 года. Этот документ был направлен в начале сентября (см. "Ъ" от 14 сентября). В нем Минтранс сообщал, что в первом полугодии налоговые льготы позволили сократить потребности в субсидиях бюджета на 6 млрд руб., а также увеличить с 6,8 млрд руб. до 10 млрд руб. средства ФПК (занимается дальним следованием) ОАО РЖД, направленные на закупку вагонов. В Минтрансе отмечали, что если сохранить цены на билеты, то обнуление НДС в дальнем следовании принесет ФПК доход в 15,7 млрд руб., а реальная потребность ФПК в 23,1 млрд руб. (в том числе 18 млрд руб. из бюджета) должна сократиться в 2017 году до 9,7 млрд руб.
В ОАО РЖД и ФПК заявили "Ъ", что поддерживают внесение изменений в Налоговый кодекс, это позволит оптимизировать налоговую нагрузку при пассажирских перевозках. Обнуление НДС на пригородные перевозки "позволило в 2015 году снизить нагрузку на бюджеты пригородных пассажирских компаний и на бюджеты регионов на сумму около 8,7 млрд руб.", подчеркнули в ОАО РЖД. В монополии отмечают, что в границах Московского транспортного узла и Ленинградской области нулевой НДС также создает основу для формирования долгосрочных программ развития, появляется источник для обновления подвижного состава. Также в ОАО РЖД и ФПК говорят, что обнуление ставки на дальнее следование позволит увеличить в 2017 году закупки до 338 вагонов, у ФПК может появиться возможность закупки на сумму до 15 млрд руб.
Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров говорит, что предлагаемые Минфином меры формируют "целый комплекс положительных моментов" для населения, бюджета, ФПК и промышленности, создают возможности для активизации инвестпрограммы ФПК в части обеспечения заказа инновационного подвижного состава (двухэтажных вагонов) на ТВЗ.