"Прибытие" мирового масштаба

Чего ждут прокатчики и зрители от первого контакта с инопланетянами

Новая картина режиссера Дени Вильнева "Прибытие", посвященная первому контакту с инопланетным разумом, почти во всем мире стартует в один день, 11 ноября,— студия Paramount Pictures явно хочет намекнуть на глобальность происходящего.

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ


"Прибытие" , США, 2016. 116 мин.

Режиссер: Дени Вильнев.

В ролях: Эми Адамс, Джереми Реннер, Форест Уитакер, Майкл Стулбарг, Ци Ма.

Продюсеры: Шон Леви, Дэн Ливайн, Аарон Райдер, Дэвид Линд.

FilmNation Entertainment, Lava Bears Films, 21 Laps Entertainment, Paramount Pictures.

Бюджет: $50 млн.



В кои-то веки кинорассказ о столь эпохальном событии решен в жанре "твердой" научной фантастики, а не комикса или развеселого боевика. По сути, фильм — экранизация повести "История твоей жизни", опубликованной в 1998 году американским фантастом китайского происхождения Тедом Чаном. Чан за повесть в свое время получил престижные профессиональные премию "Небьюла" и Мемориальную премию Теодора Старджона и номинировался еще на три — этот писатель вообще уникум: получил премий больше, чем написал произведений. Повесть, посвященная предопределенности, языку и гипотезе Сепира--Уорфа о лингвистической относительности, довольно быстро оказалась в распоряжении киностудий, но серьезная работа над производством фильма началась только в ноябре 2012 года, когда проект взяла на борт FilmNation Entertainment — американская компания, с 2008 года занятая выпуском независимых картин и авторского кино (в том числе режиссеров Вуди Аллена, Стивена Содерберга и Терренса Малика).

Фото: WDSSPR

"Прибытию" тоже достался непростой режиссер: Дени Вильнев, выходец из канадского Квебека, специализируется на драмах (в том числе криминальных), которые участвовали в конкурсных показах в Канне и получали оскаровскую номинацию в категории "Лучший фильм на иностранном языке". Работой Вильнева неизбежно заинтересовались в Голливуде — он успел отметиться в США успешными картинами "Пленницы" и "Убийца", кроме того, его позвали снимать сиквел культовой фантастики "Бегущий по лезвию 2049", к которому он был вынужден приступить, едва окончив "Прибытие".

Главную роль в фильме исполнила Эми Адамс, актриса, которую большинство не без оснований привыкло считать комедийной: все-таки шесть лет в качестве ведущей шоу Saturday Night Live накладывают отпечаток. При этом на ее счету пять номинаций на "Оскар", в том числе за вполне драматичные "Сомнение" Джона Патрика Шэнли, "Бойца" Дэвида О. Расселла и "Мастера" Пола Томаса Андерсона. Судя по ранним рецензиям на "Прибытие", можно предположить, что теперь номинации конвертируются в полноценную статуэтку: игру Адамс все критики единодушно признают блестящей и глубокой.

Фото: WDSSPR

И вообще, у картины очень внушительные перспективы. На влиятельном веб-ресурсе Rotten Tomatoes у нее рейтинг 100% на основании 51 рецензии и 99-процентный зрительский уровень готовности посмотреть. Ее активно поддерживают в научных кругах, в том числе потому, что создатели неоднократно обращались к серьезным ученым за консультациями и добились того, что первый контакт показан абсолютно адекватно с научной точки зрения — разве что дизайн космического корабля пришельцев в точности повторяет по форме национальное норвежское лакомство "лакричная лодка" (lakrisbat).

Если все кредиты доверия, выписанные "Прибытию", будут возвращены в полном объеме, придется вносить коррективы в список самых прибыльных фильмов о первом контакте землян с инопланетянами

Этому событию посвящено довольно много постановок, но у большинства не слишком большой коэффициент кассового успеха (ККУ). Например, фильм Роберта Земекиса "Контакт", вышедший в 1997 году, может похвастать ККУ всего 1,9 — итоговые сборы ($171,1 млн) не слишком перегнали траты на производство ($90 млн). Но классики жанра, чтобы наполнить топ-5, достаточно.

Пятое место занимает "Хищник" Джона Мактирнана. История о том, как первый инопланетянин, вышедший на контакт с человечеством, оказался охотником за головами (в прямом смысле слова), а первый землянин, сумевший с ним совладать,— Арнольдом Шварценеггером, в 1987 году сумела заработать $98,3 млн. При этом на производство было потрачено $15 млн, так что итоговый ККУ — 6,55. Совсем неудивительно, что из-за таких цифр студия 20th Century Fox решилась на череду сиквелов.

Фото: WDSSPR

На позицию выше сумел забраться дебютный полнометражный фильм южноафриканского режиссера Нила Бломкампа "Район N9". Великолепная социальная фантастика об инопланетянах, живущих в гетто под Йоханнесбургом, была снята за $30 млн, мировой прокат принес $210,8 млн — налицо отличный ККУ в 7 пунктов, но разговоры о сиквеле, что характерно, пока ведутся все больше в сослагательном наклонении.

Третье место досталось Стивену Спилбергу — единственному режиссеру, попавшему в текущий топ-5 аж дважды. Видя такую результативность, начинаешь верить: этот человек знает что-то неочевидное об инопланетянах и, главное, умеет конвертировать знание в деньги. Его "Близкие контакты третьей степени" 1977 года получили восемь номинаций на "Оскар" (и две статуэтки за технические достижения) и заработали $303,8 млн, которые при потраченных $20 млн превращаются в великолепный ККУ 15,19.

Вторую позицию занимает еще один плохой вариант развития событий при первом контакте — "Чужой" Ридли Скотта. Трудно описать, как сильно повлияла эта картина на фантастику, фильмы ужасов и смежные жанры. Зато легко выяснить ее финансовую подноготную: постановка стоимостью $11 млн (и это был перерасход!) заработала $203,6 млн, что дает превосходный ККУ 18,5. Про три сиквела, два кроссовер-проекта с "Хищником", приквел "Прометей" и еще один готовящийся проект в той же вселенной можно было бы не упоминать, но куда ж деваться.

Венчает рейтинг "Инопланетянин" уже упомянутого Спилберга. Возможно, самый человечный из всех пришельцев прибыл на экраны в 1982 году, его приключения обошлись создателям в жалкие $10,5 млн, зато по окончании мирового проката Universal Pictures и Спилберг смогли насчитать в кассе $792,9 млн, а это — безо всяких скидок — рекордный ККУ в 75,5 пункта. Четыре технических "Оскара", два "Золотых глобуса" и пять Saturn Awards, которые вручают за достижения в кинофантастике, воспринимаются при таком результате как приятный бонус.

Фото: WDSSPR

Вся лента