Норвежский проектировщик траулеров ищет помощи в Петербурге
Skipskompetanse не может самостоятельно адаптировать проект к российским требованиям
Норвежская проектная компания Skipskomрetanse, по проекту которой на калининградском «Янтаре» строятся три рыболовецких судна, пытается привлечь петербургских сотрудников проектных бюро для адаптации своего проекта к российским требованиям. По условиям договора с заказчиком, камчатским рыболовецким колхозом имени Ленина, компания должна была разработать проект, соответствующий требованиям Российского морского регистра судоходства. Завод уже заложил два траулера. Проектировщики Петербурга уверены, что суда будут достроены, но есть вероятность, что их придется переделывать в процессе строительства.
В строительстве серии из трех траулеров проекта SK-3101R (первых рыболовных судов, строящихся на российской верфи) появились первые проблемы. Компания Skipskompetanse, разработавшая технический проект судов, испытывает трудности в его адаптации к требованиям Российского регистра морского судоходства (РС). Компания напрямую выходит на сотрудников петербургских проектных организаций с предложением помочь с подготовкой недостающей документации, рассказали источники „Ъ“ в отрасли. Камнем преткновения для норвежских проектантов стали требования российского законодательства в части пожарной и промышленной безопасности, а также санитарных правил. По словам собеседников „Ъ“ в отрасли, европейские нормы проектирования судов отличаются от российских, а у персонала Skipskompetanse нет опыта работы с РС.
О строительстве трех рыболовецких судов проекта SK-3101R на калининградском заводе «Янтарь» было объявлено в январе. Закладка первого корабля под названием «Ленинец» состоялась летом, в сентябре было заложено второе судно серии. Однако у РС возникли вопросы к предоставляемой документации. Как пояснили собеседники „Ъ“, в судостроительной практике строительство судна и одобрение его технического проекта в регистре идет параллельными процессами. Как правило, перед началом строительства регистр одобряет спецификацию судна, после чего идет посекционное строительство и согласование.
По словам проектировщиков, утверждение пакета документов может затянуться, но останавливать строительство нельзя: простой обходится верфям дороже, чем доработка судна в процессе строительства. «В лучшем случае для верфей и заказчика все обойдется. В худшем может возникнуть ситуация, при которой уже сваренный корпус судна придется резать и подгонять под новый проект», — рассказал „Ъ“ собеседник, знакомый с ситуацией.
Рыболовецкий колхоз имени Ленина — одна из крупных рыболовных компаний Дальнего Востока. Компания расположена в Петропавловске-Камчатском, ее оборот в прошлом году составил 5,44 млрд рублей, а прибыль достигла 1,8 млрд рублей. Генеральный директор колхоза Сергей Тарусов отказался называть сумму контракта, но сказал, что все деньги заводу и проектировщику уже переведены. По оценке собеседников „Ъ“ в отрасли, одно судно проекта SK-3101R стоит €20–25 млн (1,4–1,75 млрд рублей). То есть строительство всей серии обошлось колхозу в сумму около 5 млрд рублей.
В беседе с „Ъ“ господин Тарусов попросил не задавать «провокационные» вопросы и заверил, что проблем в строительстве нет. «Я не отрицаю и не опровергаю информацию. Но суда будут построены и будут служить России», — заявил он.
На калининградском заводе «Янтарь» не скрывали затруднений в работе проектировщика, но подчеркнули, что на ход строительства они не влияют. «Сыграла свою роль специфика работы проектных организаций, которая отличается в России и в европейских странах. Это частные вопросы, и они решаются в рабочем порядке», — объяснил руководитель проекта по строительству SK-3101R на «Янтаре» Илья Пантелеев.
Генеральный директор Морского инженерного бюро (разрабатывает технические проекты судов, в частности, в портфеле компании проект первого российского круизного лайнера, заложенного в этом году на астраханском заводе «Лотос») Геннадий Егоров отметил, что вопрос адаптации можно решить двумя способами. Первый предполагает разработку эскизного проекта зарубежной компанией, а технического проекта — проектной организацией, знакомой с требованиями РС. К примеру, по такой схеме Выборгским судостроительным заводом строится ледокол Arc130A: его концептуальный проект выполнен финской компанией Aker Arctic Technology, а техпроект создавало уже Морское инженерное бюро. «Есть и другой подход. Когда разработанный иностранным проектным бюро технический проект дорабатывается российским бюро, причем не только в отношении учета отличий нормативной базы, но и в силу отличия объемов проектирования: проектная документация судна в постройке включает в себя больше документов, чем принятый на Западе перечень», — рассказал господин Егоров.