Стартапы внушают страх корпорациям

Почти каждая вторая компания боится конкуренции с молодыми IT-проектами

78% компаний видят в стартапах угрозу для себя сегодня и в будущем, а 45% опасаются, что не выдержат конкуренции с ними. Такие выводы следуют из исследования Dell Technologies и Vanson Bourne.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Исследование проводилось в 16 странах — в США, Канаде, Бразилии, Мексике, Австралии, Китае, Индии, Японии, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Нидерландах, ОАЭ и Саудовской Аравии. В нем приняли участие 4 тыс. топ-менеджеров средних и крупных компаний, работающих в 12 отраслях

45% респондентов считают, что их организации могут устареть в ближайшие три-пять лет из-за конкуренции со стартапами. Более половины — 52% — руководителей отмечают «значительные изменения» в своих отраслях за последние три года в результате развития цифровых технологий. При этом 48% опрошенных не знают, какой будет их индустрия через три года.

Кроме того, около 60% организаций не могут удовлетворить главные требования своих клиентов: более высокий уровень безопасности и круглосуточный доступ к сервисам и информации. Почти две трети респондентов — 64% — признаются, что не используют в своих решениях интеллектуальный анализ данных в реальном времени.

«Четвертая промышленная революция оказалась столь же безжалостной, как и все предыдущие»,— приводятся в исследовании слова директора по маркетингу Dell Technologies Джереми Бартона. По его мнению, если компании не смогут идти в ногу с прогрессом, их ждет судьба аутсайдеров или еще хуже. «Подход “отложить на завтра” просто не будет больше работать»,— считает менеджер.

Чувствуя давление, бизнес начинает искать средства для ускорения цифровой трансформации, делают выводы авторы опроса. Так, 73% согласны с необходимостью уделить первостепенное внимание централизованной технологической стратегии бизнеса. 66% планируют инвестировать в IT-инфраструктуру и обучение навыкам работы с цифровыми инструментами, а 72% расширяют свои возможности по разработке софта.

Исследование подтверждает очевидный факт: все меняется так быстро, что редко кому удается за этими изменениями поспевать, рассуждает управляющий директор Prostor Capital Алексей Соловьев. По его мнению, будущее за теми, кто научится «на потоке поглощать стартапы», интегрировать их в основной бизнес так, чтобы эти поглощения обогащали и двигали вперед весь бизнес. «Это очень сложно, по такой модели еще никогда корпорации не росли. Но именно эта способность станет предопределяющей для способности старой гвардии остаться на рынке»,— резюмирует господин Соловьев.

Стартапы действительно угрожают традиционным участникам рынка, причем часто лидерам отраслей, согласен директор по инвестициям Maxfield Capital Алексей Тукнов. «Есть много примеров, когда именно стартап менял индустрию, а лидеры теряли свои позиции: так было с Uber или AirBnB. Более того, в этом и заключается одна из целей венчурного капитала — создать нового чемпиона»,— говорит он. По его словам, корпорации работают с этим риском двумя способами: инвестируют в стартапы или венчурные фонды, получая доступ к нужной информации. Через эти структуры они покупают стартапы, чтобы купировать возникновение конкурентов и усилить свои продукты.

Пока крупные компании заняты старыми продуктами, стартапы делают новые, меняя и перекраивая эти отрасли, продолжает инвестдиректор Runa Capital Дмитрий Гальперин. «Довольно разрушительный для крупных компаний термин disruption (англ. — разрушение, сбой, потрясение — в стартап-индустрии преобразование рынка с помощью новых технологий или продуктов.— “Ъ”) — один из наиболее часто употребляемых в среде стартапов. Это одна из причин, по которой компании покупают стартапы, примеров, как и антипримеров, масса»,— объясняет господин Гальперин.

Он напоминает, как в 2005 году Google приобрел разработчика Android за $50 млн «и сейчас зарабатывает на нем миллиарды». Обратный пример: по слухам, Yahoo когда-то могла бы купить Google за $1 млн, но не сделала этого, говорит эксперт.

Роман Рожков

Вся лента