Лес рубят — иски летят
Росприроднадзор планирует расширение своих полномочий в борьбе с нарушителями
Минприроды хочет дать подведомственному ему Росприроднадзору новые полномочия — подавать иски в защиту публичного интереса при охране окружающей среды без поведения плановых проверок компаний. Сейчас Росприроднадзор в основном оперирует предписаниями компаниям-нарушителям, а в суды с "зелеными" исками обращается в основном прокуратура. Поправки к законодательству потребовались службе, чтобы повысить эффективность работы контролеров в рамках реформы природоохранного законодательства и для стимулирования бизнеса к переходу на наилучшие доступные технологии. По данным Генпрокуратуры, только за первую половину 2016 года было подано 17 тыс. "природоохранных" исков на 5 млрд руб.
Минприроды по инициативе подведомственного ему Росприроднадзора готовит поправки к закону "Об охране окружающей среды", наделяющие органы государственного экологического надзора полномочиями подавать судебные иски в защиту публичного интереса. Как говорится в пояснении к документу, сейчас надзорные органы вправе лишь выдавать нарушителям предписания, разовые или повторные. В Минприроды предполагают, что "новеллы" повысят эффективность работы, на уточняющие вопросы "Ъ" в ведомстве не ответили.
Новые полномочия могут пригодиться Росприроднадзору после завершения реформы экологического регулирования. В 2014 году был принят федеральный закон N219, согласно которому нормирование негативного воздействия промышленных предприятий в РФ до 2020 года должно отталкиваться от удельных технологических показателей (УТП), включающих, помимо абсолютных индикаторов качества природной среды, показатели наилучших доступных технологий (НДТ). Переход к технологическому нормированию призван решить не только проблему низкого качества текущего экологического регулирования, но и инвестиций в технологическое обновление компаний.
Несколько десятков подзаконных актов, уточняющих нормирование на основе НДТ, должны быть приняты до 2018 года. Фактически внедрение нового регулирования задерживается: летом 2015 года Белый дом ввел четырехлетний мораторий на вступление в силу новых экоплатежей.
Полномочия подавать иски в защиту окружающей среды уже есть и у Росприроднадзора, и у прокуратуры, и у властей субъектов РФ — они отчасти дублируются, уточняет замдиректора по правовым вопросам "Энергопром менеджмента" Денис Каримов. Возможность же подачи исков в защиту публичного интереса подразумевает, что ведомство сможет использовать в качестве доказательств не только данные, полученные при проведении проверок, но и, например, документы, которые приложили граждане в своих жалобах — если они отвечают требованиям процессуального законодательства. "Есть вероятность, что количество исков вырастет, но исходя из практики использования названных полномочий, вряд ли рост будет резким",— полагает господин Каримов. Как дополняет партнер ЮСТ Александр Боломатов, иски в защиту публичного интереса подаются в защиту неопределенного круга лиц в основном органами прокуратуры.
По данным Генпрокуратуры, за первое полугодие 2016 года надзорные органы направили в суды 17 тыс. исков на 5 млрд. руб. (в 2015 году исков было 31 тыс., но на сопоставимую сумму — 4 млрд руб.). Сам Росприроднадзор, по данным картотеки арбитражных дел, за первую половину 2016 года подал еще 1 тыс. исков к предпринимателям. В Генпрокуратуре указывают, что наиболее распространены споры с коммерсантами из-за несанкционированных свалок отходов, самовольных построек в природоохранной зоне или сбросов сточных вод в местные водоемы. В ведомстве "Ъ" сообщили, что считают эффективными обращения в суд с требованием возместить ущерб или взыскать причиненный вред. Как отмечает Денис Каримов, на практике прокуроры уже взаимодействуют с Росприроднадзором — перенаправляют туда обращения для проверки и привлекают сотрудников службы для проведения прокурорских проверок и в качестве третьих лиц в судах.