«Нафтогаз» пожаловался на Россию
Компания хочет компенсировать потерю активов в Крыму
«Нафтогаз» подал иск к России более чем на $2,5 млрд. Украинская компания намерена получить компенсацию за потерю своих активов в Крыму. В каком именно суде инициировано разбирательство, не уточняется, однако, по данным СМИ, речь идет о Стокгольмском арбитраже. Иск намеренно подан к Российской Федерации, а не к «Газпрому», пояснила собственный корреспондент издательского дома «Коммерсантъ» в Киеве Янина Соколовская.
«Иск подается от государственной структуры к государству Россия. Это, по мнению юристов, выводит его на новый уровень, потому что если подавать к одному "Газпрому", то это будет всего лишь суд между хозяйствующими субъектами. Украинские политики говорят о том, что предъявляя такие иски к России, Украина дает понять: она уже не считает Крым своей территорией. Есть официальная позиция, что эти иски нужны для того, чтобы возместить ущерб, нанесенный аннексией, и чтобы использовать эти средства на восстановление полуострова, когда Крым вернется в Украину,», — рассказала Соколовская.
Как сообщают украинские СМИ, для разбирательств с Россией «Нафтогаз» нанял американских юристов за $1,25 млн. В исковых документах компания ссылается на соглашение о взаимной защите инвестиций, заключенное между Россией и Украиной. Этот документ гарантирует правовую безопасность финансовых вложений одной стороны на территории другой. Двусторонний договор не может служить основанием для этого судебного разбирательства, поскольку регулирует совсем другие отношения, пояснил председатель правления Республиканского юридического общества Александр Хаминский.
«Это соглашение подразумевает, что если российский инвестор вкладывает деньги в украинское предприятие, Украина как государство гарантирует незыблемость тех условий, в которых российский инвестор вкладывал эти деньги, равно как и если украинский предприниматель вкладывает в российское предприятие свои средства, Российская Федерация обеспечивает защиту. Оно не может касаться украинских либо бывших украинских активов», — отметил Хаминский.
«Нафтогаз» вступил в переговоры с Москвой относительно компенсации за крымские активы в феврале этого года. В своих претензиях компания также ссылалась на двухстороннее соглашение, но ответа не получила. Диалог изначально был обречен на провал, поскольку стороны оказались не равны по статусу, считает председатель коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Юрий Николаев.
«Коммерческая компания инициировала процесс переговоров с государством. Это странно. Дело в том, что переговорные стороны должны быть равнозначны по своему статусу и по своему правовому положению. Соответственно, либо по-хорошему Украина должна предъявлять претензии к России, если они есть, но, наверное, по политическим мотивам они не могут этого сделать, потому что по телевизору кричат одно, и делать другое будет как-то совсем тяжело; либо коммерческая организация — к коммерческой организации. Я не хочу учить "Нафтогаз", они, наверное, знают, что делают. Но я думаю, что при такой конструкции переговоров они зашли в тупик», — полагает Николаев.
Этим летом украинский Государственный Ощадный банк подал иск к России в Гаагский арбитраж. Свои потери в Крыму он оценил в $1 млрд. Окончательное слушание запланировано на март 2017 года. Ранее в ту же инстанцию несколько раз обращались структуры олигарха Игоря Коломойского. Они требовали компенсации за потерю активов на полуострове. Россия в этих случаях заявляла, что юрисдикцию Гаагского арбитража не признает.