В Евросоюзе падает курс санкций
Европа не готова усиливать давление на Россию в связи с ее действиями в Сирии
В Брюсселе в четверг откроется двухдневный саммит ЕС, одной из главных тем которого станут отношения с Россией. Первая после обострения конфликта в Сирии встреча европейских лидеров должна дать ответ на вопрос, как далеко готов зайти ЕС в конфронтации с Москвой, осуждая ее действия в Алеппо. Несмотря на жесткую риторику ряда европейских политиков, призывавших усилить давление на Кремль, противники введения новых санкций одержали первую серьезную победу над своими оппонентами. Как стало известно накануне саммита, его участники не будут принимать заключительный документ о России, отложив решение до декабря. При этом ЕС намерен перевести спор о России в некую «глобальную дискуссию», которая может позволить ему сохранить лицо, избежав дальнейшей эскалации отношений с Москвой.
Лондон и Вашингтон в меньшинстве
Очередной саммит ЕС в Брюсселе пройдет на фоне резкой эскалации конфликта в Сирии, вызванной срывом перемирия и штурмом второго по величине города страны Алеппо, который сирийская армия ведет при поддержке ВКС России. Поступавшие на протяжении последнего месяца ежедневные сообщения о бомбардировках Алеппо и жертвах среди мирного населения превратили Сирию во второй главный раздражитель в отношениях России с Западом, наряду с украинским конфликтом. При этом обвинения Москвы в «военных преступлениях» зазвучали из уст ведущих европейских политиков впервые — столь жесткой риторики они не допускали даже в разгар украинского кризиса.
В этой ситуации еще несколько дней назад перспектива введения новых, еще более жестких санкций Запада против России выглядела вполне реальной. Наступление на Москву велось сразу из трех столиц — Берлина, Лондона и Вашингтона, заявившего о готовности поддержать европейские санкции. Немецкая газета Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung сообщила о намерении канцлера ФРГ Ангелы Меркель поставить вопрос об ужесточении санкций против России на предстоящем саммите ЕС. По данным источника газеты в германском правительстве, санкции должны были ударить по сотрудничеству в области самолетостроения и оборонно-промышленного комплекса.
В свою очередь, госсекретарь США Джон Керри и глава МИД Великобритании Борис Джонсон на встрече в Лондоне, состоявшейся 16 октября, подтвердили решимость ввести дополнительные санкции против Москвы. В связи с этим в МИД РФ предупредили о готовности ввести ответные меры в случае новых санкций Евросоюза.
Однако интрига вокруг вопроса о том, пойдет ли ЕС на ужесточение санкций против Москвы на своем очередном саммите, просуществовала считаные дни. Перспективы санкционной политики прояснила глава европейской дипломатии Федерика Могерини, неожиданно для многих дезавуировавшая сообщения о готовящемся новом пакете ограничительных мер. Вначале госпожа Могерини объявила, что в ходе предварительных дискуссий ни одна из стран ЕС не предложила ввести в отношении России санкции по Сирии. А потом она и вовсе фактически подыграла Москве, назвав позитивным шагом решение ввести восьмичасовую гуманитарную паузу в Алеппо, о котором стало известно накануне встречи в Брюсселе.
После этого СМИ со ссылкой на дипломатические источники в Брюсселе сообщили: на саммите 20–21 октября «не будет принято заключительного документа по России». По словам процитированных дипломатических источников, решение будет принято в декабре, при этом в дальнейшем ЕС предпочтет перевести спор с Россией в формат «открытой глобальной дискуссии», которая будет включать в себя Сирию, Украину, кибератаки и другие вопросы.
Таким образом, в худшем случае Москве могут грозить санкции США и собирающейся покинуть Евросоюз Великобритании, но не ограничения со стороны ЕС в целом.
Высокопоставленный дипломат, представляющий одну из ключевых стран ЕС, разъяснил в беседе с “Ъ”: «Для нас сейчас самое главное — не нарушать консенсуса внутри Евросоюза и не создавать искусственной напряженности там, где этого можно избежать».
«В том, что касается новых санкций в отношении Москвы, консенсуса на сегодняшний день достичь невозможно,— признает собеседник “Ъ”.— Некоторые члены ЕС, напротив, требуют ослабления уже действующих санкций, введенных из-за Украины. К тому же санкционное давление на Кремль отнюдь не будет способствовать смягчению его позиции в том же Алеппо. Скорее наоборот, может вызвать только дальнейшую эскалацию».
Литва против Франции и Италии
Исход предстоящего обсуждения в Брюсселе, которое, судя по всему, обойдется без «оргвыводов» для Москвы, предопределил изменившийся расклад сил внутри Евросоюза по вопросу о целесообразности дальнейшей санкционной политики. Через два года после введения антироссийских санкций в связи с Украиной, пожалуй, впервые сторонники сворачивания торговых войн получили ощутимый перевес над своими оппонентами.
Подтверждением этому стала предварявшая саммит в Брюсселе встреча глав МИДов стран—членов ЕС, прошедшая в понедельник в Люксембурге. Единственным ее участником, публично заявившим о необходимости скорейшего принятия нового пакета санкций в связи с действиями России в Сирии, стал глава МИД Литвы Линас Линкявичюс. По словам господина Линкявичюса, Евросоюз должен «проявить характер» и продолжать санкционное давление, поскольку «в противном случае ситуация в Сирии не изменится». Соответствующие решения, учитывая критическую ситуацию в Алеппо, глава литовской дипломатии предлагал принять уже на этой неделе.
Однако его оппонентами выступили сразу два политических тяжеловеса ЕС — главы МИДов Франции и Италии. Министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эро предостерег от «цикла санкций ради санкций». А его итальянский коллега Паоло Джентилони назвал предложения о новом пакете санкций против России «нереалистичными и непродуктивными».
Снискавший репутацию сторонника жестких мер против Москвы председатель Европейского совета поляк Дональд Туск был вынужден срочно дать задний ход, призвав европейских лидеров приложить максимум усилий для сохранения единства стран—членов ЕС и продолжения диалога с Москвой.
«Ввиду решений, которые мы должны будем принять в декабре, нашей главной целью остается такое взаимодействие с Россией, которое подтвердит наше единство»,— говорится в обращении господина Туска к участникам брюссельского саммита, распространенном накануне его открытия. В письме главы Евросовета содержится призыв провести стратегическую дискуссию по России и обсудить долгосрочные отношения с «важным соседом ЕС».
Обоюдоострый инструмент
Опрошенные “Ъ” эксперты считают, что происшедшая за последнее время эволюция европейского подхода к санкциям в отношении России вполне закономерна. «В ЕС, вероятно, сложилось понимание того, что санкции, будучи обоюдоострым инструментом, не приводят к желаемому результату. При этом в Евросоюзе зреет общественный запрос на прагматизм, возможно, даже на своего рода эгоистичность внешней политики. Новые санкции против весомого торгового партнера плохо согласуются с такими настроениями»,— пояснил “Ъ” заведующий сектором стратегических оценок ИМЭМО РАН Сергей Уткин.
«Беспокоящую Евросоюз (в первую очередь из-за кризиса, связанного с беженцами) ситуацию в Сирии посредством санкционных механизмов облегчить не удастся. Наоборот, реалистичные варианты урегулирования предполагают вовлечение в переговорный процесс разных игроков — в том числе Москвы»,— продолжает эксперт.
«Консенсусной линией в диалоге между сторонниками и противниками санкций может стать сохранение уже принятых ограничительных мер, но отказ от новых, за исключением символических. А для перелома в уже сложившейся санкционной политике необходим прогресс в урегулировании конфликта в Донбассе, которого объективно не наблюдается»,— резюмирует господин Уткин.
Подтверждением этих слов может служить совместное заявление президента США Барака Обамы и премьер-министра Италии Маттео Ренци, сделанное по итогам визита итальянского лидера в Вашингтон, завершившегося накануне саммита в Брюсселе. «Мы обсудили нашу общую озабоченность в связи с ситуацией на Украине и важность сохранения санкций, включая санкции ЕС, до тех пор пока Россия и Украина обе не выполнят обязательства в рамках минских соглашений»,— заявил президент Обама на совместной пресс-конференции с Маттео Ренци.