«Авиакор» взял курс на Казань
Самарский завод продолжит судебный спор с «Антоновым»
Завершился очередной судебный процесс между самарским авиационным заводом «Авиакор» и украинским ГП «Антонов». Апелляция оставила без изменения решение первой инстанции, согласно которому российская компания должна выплатить $2,9 млн роялти в пользу украинцев за использование товарного знака при производстве и поставках самолетов Ан‑140. Изначально сумма требований «Антонова» превышала $5,3 млн. Она могла быть снижена за счет встречного иска «Авиакора» на сумму более 170 млн руб. Но последний также был удовлетворен лишь частично, в связи с чем самарский завод намерен продолжить судебный спор с украинской компанией, теперь в арбитраже Казани.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд 18 октября оставил без изменения решение первой инстанции, согласно которому самарский авиационный завод «Авиакор» (входит в холдинг «Русские машины») должен выплатить $2,9 млн роялти в пользу украинского ГП «Антонов» (входит в ГК «Укроборонпром») за использование товарного знака при производстве и поставках самолетов Ан‑140. Информация об этом опубликована в картотеке арбитражных дел ВАС. Подробности разбирательства не раскрываются: дело велось в закрытом режиме, так как, по словам руководителя московского офиса юридической фирмы «Ильяшев и партнеры» Владимира Захарова, представляющего в деле интересы «Антонова», «предмет разбирательства напрямую связан с коммерческой тайной сторон, участвующих в деле».
• Ан‑140 на 52 кресла предназначен для региональных пассажирских и грузовых перевозок на расстояние до 3,7 тыс. км (до 2,5 тыс. с пассажирами), разрабатывался как замена Ан‑24 и Ан‑26. Его могут выпускать харьковское ХГАПП, «Авиакор» и иранская HESA (по лицензии «Антонова»). С 1997 года выпущены 33 машины, на Украине их эксплуатирует «Мотор Сич», в РФ — до недавнего времени «Якутия».
В августе 2015 года «Авиакор» объявил о приостановке выпуска Ан‑140, поскольку украинские заводы прекратили поставку компонентов, а заменить их российскими аналогами не удалось. В результате последний самолет для основного заказчика Минобороны РФ был поставлен в мае из деталей, имевшихся на заводе.
В том же месяце ГП «Антонов» подало иск к «Авиакору» о взыскании $5,35 млн роялти. Согласно материалам КАД ВАС, основанием требования являлся лицензионный договор 2004 года о праве использования товарного знака. Как пояснял ранее представитель ГК «Антонов», задолженность образовалась с 2012 года. В материалах дела сообщалось, что речь идет о «реализации товара, указанного в договоре, в том числе самолетов типовой конструкции Ан‑140, Ан‑140–100 и их модификации», за которую самарский завод в рамках проекта по сборке Ан‑140 обязан был выплачивать украинскому концерну роялти как держателю интеллектуальных прав на самолет.
В январе текущего года «Авиакор» подал встречный иск к «Антонову», в котором требовал взыскать с последнего 177,36 млн руб. Ранее гендиректор «Авиакора» Алексей Гусев пояснял „Ъ“, что в эту сумму были оценены убытки самарского завода «из-за ненадлежащего исполнения „Антоновым“ обязательств по лицензионному договору». Требования «Авиакора», по информации „Ъ“, самарский арбитраж удовлетворил лишь частично, в связи с чем завод подал жалобу в апелляцию.
Судя по всему, «Антонов» также остался недоволен решением первой инстанции, обжаловав его в апелляции. Причины иска уточнить не удалось: на запрос „Ъ“ в юридической фирме «Ильяшев и партнеры» вчера не ответили. В «Русских машинах» вчера пояснили, что «Авиакор» по-прежнему считает решение о выплате роялти в пользу «Антонова» неправомерным, в связи с чем «продолжит отстаивать свою позицию в рамках действующего законодательства». «Также мы намерены добиваться полной компенсации убытков, причиненных заводу в результате ненадлежащего исполнения ГП „Антонов“ обязательств по лицензионному договору. В ближайшее время компания обжалует принятые судебные акты в кассационном порядке», — сообщили „Ъ“ в пресс-службе холдинга.
Напомним, из-за малых объемов производства Ан‑140 и фактического отсутствия заказов последние десять лет «Авиакор» практически простаивал. 2015 год предприятие закончило с убытком в 282,9 млн рублей. На сегодняшний день производство Ан‑140 на самарском заводе полностью завершено, по информации предприятия, на мощностях размещен «компенсационный заказ» — глубокая модернизация стратегического бомбардировщика Ту‑95 по линии гособоронзаказа.
Партнер адвокатского бюро RBL Денис Герасимов поясняет, что сумма роялти, о которых заявляет «Антонов», была оговорена договором. «И снижена она была из-за того, что суд зачел встречные требования „Авиакора“. В кассацию нельзя предоставлять новые доказательства по делу, суд только оценивает, правильно ли были применены нормы права к тем обстоятельствам, которые были представлены сторонами. Поэтому сложно говорить о том, сможет ли „Авиакор“ добиться увеличения размера убытков», — рассуждает господин Герасимов.