РЖД заходит в порты
Монополия меряется тарифами со стивидорами
По данным "Ъ", ОАО РЖД и ФАС обсуждают либерализацию железнодорожных экспортных тарифов либо возврат тарифов в портах, такую позицию монополия уже направляла в ведомство. Это позволит ОАО РЖД увеличить свою долю в транспортных затратах грузоотправителей, но большинство участников рынка резко против этого, хотя "Русал", например, поддержал возвращение тарифов в портах. Эксперты считают, что идея ОАО РЖД — следствие жесткой фиксации темпов роста тарифов и монополия ищет способы вернуть доходы.
О том, что ОАО РЖД "поддержало предложение ФАС по отмене госрегулирования экспортных железнодорожных тарифов", следует из письма вице-президента компании Салмана Бабаева в службу от 18 октября ("Ъ" известно содержание документа). О самой концепции либерализации тарифов ОАО РЖД на экспортных и конкурентных направлениях "Ъ" писал 13 октября. Кроме того, ФАС с июня рассматривала и возможность возврата регулирования портовых тарифов, однако в сентябре глава службы Игорь Артемьев заявлял, что его ведомство эту идею уже не обсуждает. ОАО РЖД предложило ФАС и альтернативу — введение тарифов на услуги стивидоров. В ОАО РЖД от комментариев отказались, в ФАС на запрос "Ъ" не ответили. Источник "Ъ" на рынке говорит, что ОАО РЖД и ФАС совместно прорабатывают инициативу дерегулирования экспортных перевозок к портам, инициатива содержалась и в письме в ФАС главы монополии Олега Белозерова от 12 октября. По словам источника "Ъ", служба направит предложения в правительство с учетом интересов всех игроков, маржа должна перераспределиться внутри цепочки без роста цен грузоотправителей.
По подсчетам ОАО РЖД, доля стивидоров в общей цене транспортировки на экспорт растет быстрее железнодорожной составляющей. По части направлений расценки портов выше: например, перевалка тонны бензина в Усть-Луге стоит 986 руб., а ее перевозка из Киришей на 262 км — 190,8 руб. В ОАО РЖД предлагают проработать фиксацию транспортной составляющей в конечной цене продукции и закрепить "структуру распределения стоимости услуг" в транспортной цепочке (см. "Ъ" от 23 июня).
Источник "Ъ" среди стивидоров негативно оценил идеи ОАО РЖД. По его словам, "тарифы для ОАО РЖД устанавливает государство, стимулируя перевозки в те или иные порты, а те, как и грузоотправители, живут в рыночной экономике, у грузовладельца есть транспортная составляющая, по которой он готов везти груз в порт, и она не фиксирована, как это представляют РЖД". В Ассоциации морских портов России говорят, что конкурентная среда ранее позволила дерегулировать тарифы портов, а рост грузооборота стивидоров и переориентация 94% грузов на порты РФ подтверждают рыночность ставок. Другой собеседник "Ъ" отмечает, что если инициатива ОАО РЖД связана с намерением привлечь дополнительные грузы, то правильно было бы формировать совокупный сервис с портовиками и разделить скидку, а не использовать рычаги госрегулирования.
"Дяденька, дайте воды, а то так есть хочется, что переночевать негде",— иронизирует источник "Ъ" среди грузоотправителей, считая предложение ОАО РЖД "очередной просьбой дать денег". По его мнению, идея сравнения тарифов монополии и портов "сомнительна": порты могут лишиться клиентов, если тех не устроят тарифы, а от ОАО РЖД на иные виды транспорта уйти сложнее. В НП "Русская сталь" заявили, что предложения негативно скажутся на экспорте металлургов. Общий рост железнодорожного тарифа в 2015-2016 годах — 19,9% за счет индексации, а с учетом роста вагонной составляющей повышение затрат составило 37,9%. Но у многих металлургов и угольщиков есть порты, хотя они пользуются и услугами сторонних стивидоров. Собеседник "Ъ" в отрасли признает, что ряду таких игроков сложно сбалансировать интересы и публичную позицию. В "Русале" заявили, что усиление контроля ФАС над услугами стивидоров необходимо, подчеркнув, что ведут консультации с ОАО РЖД и ведомствами, их результатом является повышение потолка скидки тарифов до 25%.
Глава Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин считает, что ОАО РЖД на фоне установления предела роста тарифа на 2017 год в 4% ищет источники финансирования и пытается, заглядывая в соседние кошельки, придумать конструкцию, при которой получит максимальный эффект. Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров отмечает, что у ОАО РЖД сложность в том, что из-за портовых услуг завышается вся транспортная составляющая, на что грузоотправители жалуются государству. По его словам, сегмент портовой перевалки весьма конкурентный, а РЖД тарифного коридора достаточно, чтобы учесть ценовые колебания.