Московские камеры меняют фокус
Столичные власти готовят стратегию развития системы фиксации нарушений ПДД
За последние полгода в Москве резко сократилось число нарушений скоростного режима на дорогах в тех местах, где установлены камеры. В связи с этим Центр организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы начинает активно развивать технологии автоматического контроля проезда перекрестков и светофоров. Общее число приборов фиксации нарушений при этом уже в ближайшее время увеличится почти в полтора раза. Такие приоритеты заложены в стратегии развития системы фиксации нарушений ПДД, разрабатываемой в ЦОДД.
О том, как в ближайшие годы будет развиваться столичная система фотовидеофиксации нарушений ПДД, "Ъ" рассказал глава Центра организации дорожного движения Вадим Юрьев (интервью с ним читайте на www.kommersant.ru). Напомним, эта система, самая масштабная в России, состоит из 946 камер, в том числе установленных в 2010-2015 годах комплексов "Стрелка СТ" и "Автоураган" (всего 802 штуки), а также появившихся в этом году камер "Стрелка Плюс" (113 штук). До конца года будет установлено еще 500 камер "Ураган ВСМ-2", в итоге суммарное число приборов составит 1,4 тыс. штук.
По словам господина Юрьева, по результатам анализа работы новых комплексов в начале 2017 года ЦОДД разработает "стратегию развития системы фотовидеофиксации" (до сих пор подобного документа не существовало). Но уже сейчас понятно, говорит он, что 1,4 тыс. приборов — не предел. "Москва расширилась более чем вдвое, появилась огромная территория Троицкого и Новомосковского административных округов, которая активно развивается. Для создания безопасных условий на дорогах необходимо размещение дополнительных комплексов",— говорит Вадим Юрьев
Еще одно направление — расширение функционала приборов. Дело в том, что до недавних пор значительная часть нарушений (70-80%), фиксируемых камерами, приходилась на превышение скоростного лимита. За последние полгода, говорит Вадим Юрьев, таких нарушений стало на 15% меньше: сейчас на них приходится 53,9% всех постановлений, на выезд на обочину — 25,6%, на выделенную полосу — 8,9%. Следующим этапом станет тестирование систем фиксации нарушений проезда перекрестков. Речь идет о контроле движения на красный свет (штраф 1 тыс. руб.), выезде на перекресток во время затора (штраф 1 тыс. руб.), а также повороте не из того ряда (штраф 500 руб.).
При этом, говорит Вадим Юрьев, предстоит решить и вопрос финансирования: в 2017-2018 годах закончится пятилетний гарантийный срок службы ранее установленных "Стрелок СТ" и "Автоураганов". "Нам надо думать, чем их замещать, а это большой и серьезный вопрос,— говорит господин Юрьев.— Мы против покупки оборудования, поэтому почти наверняка будем комплексы арендовать". Схема аренды, напомним, применяется ЦОДД с 2016 года: заключены контракты суммарной стоимостью 3,6 млрд руб., согласно которым владельцы камер лишь предоставляют городу фотоматериалы.
Напомним, в начале осени широко обсуждались случаи, когда в Москве водителям пришли штрафы за выезд на обочину (1,5 тыс. руб.). Позже выяснилось, что "софт" камер принял тень и блик от фар за машину, техник ЦОДД и инспектор ГИБДД этого не увидели, хотя должны были отбраковать постановление. Производитель комплексов по указанию ЦОДД исправил ошибки в "софте". В ГИБДД признались, что причина происшедшего в человеческом факторе, ведь с начала года миллионы постановлений просматривали всего 70 инспекторов. В целом Вадим Юрьев призывает не драматизировать ситуацию, по его оценке, "процент сбоя ничтожно мал", но, по официальной статистике, за девять месяцев в УГИБДД поступило 52 тыс. жалоб на штрафы с камер. Позже в СМИ обсуждался другой случай, когда житель Москвы получил штраф за неправильную парковку (3 тыс. руб.) армейского автобуса ПАЗ, которым никогда не владел: система перепутала номер с номером спортбайка Kawasaki.
Независимый эксперт по фотовидеофиксации Григорий Шухман считает, что в ЦОДД прежде всего должны учитывать требования новых ГОСТов, которые вступят в силу в июне 2017 года. Там, в частности, записаны специальные методики оценки фотоматериалов для исключения вероятных ошибок. Кроме того, считает господин Шухман, нужно создать специальные серверы, где фотоматериалы будут храниться один-два месяца, куда водители должны иметь доступ для обжалования. Координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов считает, что больше 1,5 тыс. камер, фиксирующих скорость, в городе не нужно. "А вот проезжать перекрестки людей надо обязательно учить,— полагает он.— Другой вопрос, что ряд нарушений вынужденные из-за плохо настроенных светофоров". Что касается жалоб на "письма счастья", добавляет господин Шкуматов, то их число в Москве, скорее всего, будет увеличиваться. "Поэтому в рамках стратегии властям надо серьезно задуматься об упрощении механизма обжалования постановлений",— говорит он.