«Мы фактически покупаем только фотографии»
Глава ЦОДД Вадим Юрьев о работе системы фотовидеофиксации
Московская система автоматической фиксации нарушений ПДД стала объектом пристального внимания общественности после того, как водители получили штрафы за блик и тень от фар. Что нужно, чтобы таких ситуаций не повторилось, достаточно ли городу 1,4 тыс. комплексов и как происходит их обслуживание, в интервью “Ъ” рассказал руководитель Центра организации дорожного движения (ЦОДД) правительства Москвы ВАДИМ ЮРЬЕВ.
— Можно ли подвести итоги разбора недавней ситуации со штрафами за блик и тень в Москве?
— Прежде всего хотелось бы напомнить, что вероятность технического сбоя ничтожно мала. Если говорить о таких сбоях, как блик солнца, тень и подобные, то процент такого технического сбоя ничтожно мал — это всего лишь 0,001%. Новые камеры, по материалам с которых и прислали штрафы, устанавливались в июле этого года на МКАД. Это особое место, тут тысячи машин едут по одной полосе, в среднем в день по этой магистрали передвигается более одного миллиона автомобилей. Соответственно, весь массив этих данных и обрабатывали камеры.
После того как стало известно об ошибочных штрафах, мы оперативно собрали совещание с участием всех сторон, потребовали выяснения обстоятельств с привлечением подрядчика. Были найдены недостатки в работе алгоритма видеоаналитики, и производитель их устранил достаточно оперативно.
Теперь к людям — сотрудники ГИБДД принимают решение о вынесении постановления, оценивая достаточность доказательной базы и качество снимка. Насколько я знаю, они дали свои комментарии.
— Как вообще сегодня устроена система обслуживания камер? Сколько работает подрядчиков?
— Парк всех стационарных и передвижных комплексов фотовидеофиксации обслуживается в рамках одного контракта и соответственно одной компанией, победившей в проведенном аукционе. В целях обеспечения бесперебойной работы системы фотовидеофиксации города подрядчик проводит постоянную техническую поддержку, а также ремонт в случае возникновения аварийных ситуаций. Для нас важно, чтобы система работала без сбоев. В рамках конкурса подрядчик следит за исправностью системы 24 часа в сутки.
— Вы говорите про 717 «Стрелок СТ» и 85 «Автоураганов»?
— Да, город купил их в свое время. На эксплуатацию не было подведено никаких собственных ресурсов, поэтому отыграли конкурс на обслуживание. Такой тендер проводится раз в два года, последний — в январе 2016 года. Соответственно, камеры находятся на обслуживании до конца следующего года.
— В этом году вы перешли к другой схеме — не закупка, а аренда камер. Здесь как происходит обслуживание?
— Аренда — это экономически эффективное и выгодное решение. Немаловажный фактор — аренда камер позволяет сократить расходы бюджета города на обслуживание оборудования, повышает качество эксплуатации, а также сокращает время устранения неисправности.
В случае аренды все вопросы с установкой, с обслуживанием, с починкой, с согласованием решает подрядчик. Наша задача — совместно с ГИБДД выбрать места для установки, где высокая аварийность, и в дальнейшем контролировать подрядчика на предмет бесперебойной и безошибочной работы комплекса. Кроме того, по договору комплексы эти через пять лет должны перейти нам в собственность. А сейчас мы фактически покупаем только фотографии.
— Какой срок эксплуатации у камер, которые были установлены ранее?
— Около пяти лет, и в 2017–2018 годах они начнут «выбывать». Нам надо думать, чем их замещать, это большой и серьезный вопрос. Во-первых, надо посмотреть, какая будет на тот момент финансовая ситуация. Мы уже сейчас против покупки оборудования, поэтому почти наверняка будем комплексы арендовать.
— До недавнего времени 80% нарушений, фиксируемых камерами в Москве, были превышениями скорости. Это простейшее нарушение, которое с успехом фиксирует старая «Стрелка» и другие комплексы. Зачем покупать более дорогие камеры?
— На самом деле это уже не так. Мы видим снижение количества нарушений по скорости — это говорит о том, что водители становятся более дисциплинированными. Сейчас на скорость приходится 53,9% всех постановлений, на обочину — 25,6%, на выделенную полосу — 8,9%. За полгода количество нарушений скорости у нас упало на 15%, и продолжает снижаться.
— Какие перспективы развития у системы фотовидеофиксации нарушений в Москве?
— Камеры зарекомендовали себя достаточно эффективно, мы видим, как резко сокращается аварийность в местах, где устанавливаются комплексы. Водители становятся более дисциплинированными, дороги более безопасными. Но возможности города не безграничны. Скорее всего, где-то в начале 2017 года мы предложим городу стратегию развития системы фотовидеофиксации.
До конца года у нас должно заработать еще 500 комплексов (они арендуются), это практически 60-процентный прирост к существующему парку камер. Кстати, тендер на аренду выиграла компания с новыми для нас комплексами, они ранее в составе московской системы фотовидеофиксации не использовались. Вот по результатам анализа работы новых комплексов и будем разрабатывать стратегию.
Но 1,4 тыс. камер, которые в итоге у нас будут работать,— это не предел. Не стоит забывать, что некоторое время назад территория Москвы расширилась более чем вдвое, появилась огромная территория Троицкого и Новомосковского административных округов, которая активно развивается и имеет крупные магистрали. Для создания безопасных условий на дорогах необходимо размещение дополнительных комплексов фотовидеофиксации.
— Расскажите, как обстоят дела с «вафельной» разметкой? Как Москва оценивает результаты эксперимента?
— На трех перекрестках, где нанесена так называемая вафельница, проводится фиксация трех видов нарушения — проезд на красный свет и выезд за стоп-линию, а также поворот не из того ряда. В настоящий момент уже выписываются штрафы за три этих вида нарушения.
Для себя мы отметили, что самое главное — проезд на красный свет. Это очень опасное нарушение, так как ведет почти во всех случаях к ДТП, и нередко с пострадавшими. Выезд за стоп-линию опасен для пешеходов, так как случаются наезды на них. Поворот не из того ряда создает помехи всем участникам дорожного движения и создает дополнительные заторовые ситуации. За счет ликвидации подобных нарушений мы сможем снизить аварийность на перекрестках, повысить безопасность пешеходов, а также сократить заторы на конкретных участках.
— Данные по количеству оштрафованных водителей уже есть?
— Ежемесячно перекрестках фиксируется более нескольких тысяч нарушений — точная цифра постановлений колеблется в зависимости от времени года и каждого конкретного перекрестка. Но уже сейчас наблюдается положительная динамика в сокращении количества нарушений проезда на красный свет, выезда за стоп-линию и поворота не из того ряда. Тем не менее нарушений, когда водители поворачивают не из того ряда, и тем самым создают помехи и риски для возникновения ДТП, все еще достаточно много. Поэтому мы будем продолжать работать в данном направлении.